1.7. Философия и идеология
Понятие и содержание философии и идеологии должны быть разведены в их действительном функционировании. Их нельзя считать совпадающими, хотя в историческом развитии они имели точки пересечения. В современном значении и понимании общим для них является только то, что и философия, и идеология – определенные концепции, системы идей, определяющие бытие в его теоретической форме. По своему конкретному содержанию и значению, способу функционирования, своей направленности – это совершенно различные типы отношения человека к миру.
Понятие "идеология" появляется в социальных теориях XVIII-XIX вв. Причем, это понятие в первоначальном определении имело мало общего с современным его пониманием. Впервые оно встречается в трудах де Траси, Кабаниса. В момент своего возникновения это понятие включало в себя систему методов воспитательного воздействия, основанных на изучении психолого-физиологических особенностей человека. Позже, понятие "идеология" приобретает более универсальное содержание и значение и разрабатывается как система идей, теоретически выражающих реальность и будущие перспективы общественного развития.
Особое значение и большое внимание разработке этого понятия уделял марксизм. В марксизме понятие идеологии как системы философских, религиозных, моральных, эстетических и политических взглядов было отнесено к сфере духовной деятельности и разрабатывалось как категория исторического материализма – марксистского учения о формах и перспективах общественного развития. С точки зрения марксизма, идеология – важнейший элемент, так называемой надстройки над экономическим базисом, который является ее основанием.
В идеологии в отличие от других форм духовной деятельности организующим началом или стержнем выступает классовый, политический или иной социальный интерес.
Идеологиями являются такие теоретические построения, которые претендуют на абсолютное знание путей и целей социального развития. Идеология – это теория, отражающая точку зрения определенных социальных групп, классов и их партий, следовательно, идеология является групповым, массовым сознанием. Личность в системе идеологии занимает подчиненное место по отношению к групповому сознанию. Поэтому в любой идеологии личный интерес – это ничтожно малая величина по сравнению с общественным интересом. Для идеологии – общественные интересы всегда выше личностных. Идеология претендует на абсолютную значимость, поэтому инакомыслие, свобода взглядов никак не приветствуются, является нонсенсом, изгоняются из конкретной идеологии всеми средствами и способами. Отсюда: нетерпимое, враждебное отношение идеологии и ее идеалов к другим воззрениям, к ее критическому переосмыслению. Основанием для такой враждебности и нетерпимости является превратно истолкованный социальный интерес, обожествленный с точки зрения отдельных групп, классов, партий. Причем, этот интерес часто субъективирован, представлен через теоретические доктрины профессиональных идеологов, вождей, руководителей партий и т.д. Можно считать, что идеология – это выражение группового, партийного эгоизма. Любая идеология претендует на абсолютно верное понимание всеобщего счастья и считает свою систему законченной и единственно правильной – истиной в последней инстанции. Философия не предъявляет таких жестких требований. Она представлена плюрализмом мнений и взглядов, вся ее история тому свидетельство. Свобода мнений и творчество индивида – ее суть.
Очень важным признаком для идеологии, в отличие от философии, является наличие социальных и политических организаций для поддержки идеологии. Существенным признаком многих идеологий является насильственное приобщение людей к социальной истине, на которую претендует любая идеология. История знает и религиозные, и националистические, и социальные примеры такого насильственного приобщения. Следовательно, у идеологии прямая связь с тоталитаризмом. Общественное развитие в условиях жесткой идеологии обязательно принимает тоталитаризированную форму. Философия не имеет никакой материализированной базы для своего функционирования.
Наиболее острое классовое содержание понятию "идеология" было придано последователями Маркса и Энгельса – большевиками (В.И. Лениным и его соратниками). Большевизм напрямую связал понимание идеологии с революционными целями и задачами "пролетариата". Философский фундамент такой идеологии был найден в диалектическом и историческом материализме. Марксизм в целом можно считать симбиозом философского материализма и пролетарской идеологии. Следует отметить, что философия может стать идеологией, выполнять ее роль, если начинает использоваться как выражение идеологических интересов. В случае с марксистской идеологией (и не только с ней, можно вспомнить средневековье, например) философия стала выполнять роль "служанки" этой идеологии.
В связи с крушением марксизма как господствующей идеологии во многих странах мира, современное ее понимание утратило марксистский смысл. Данное понятие сейчас используется как синоним политики и политической деятельности, партийных программ, определенных форм общественного сознания и пр., но никак не совпадает с содержанием и определением философии.
Все изложенные выше их различия чрезвычайно актуальны и сохраняют свое значение: философия – это философия: свобода мнений, критичность, творчество, индивидуальность, отсутствие корыстного интереса; а идеология – это идеология: единое мнение, зависимость, узкогрупповой интерес, претензия на абсолютную истинность, насильственное приобщение т.д.
- Е. М. Удовиченко
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники
- 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38