5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
Сознание – одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание – уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты. Если исходить из материалистической трактовки сознания, то сознание можно определить как высшую, свойственную только людям форму отражения действительности, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном построении идеальной модели действий и предвидении их результатов. Но это далеко неполный перечень отличительных особенностей того явления, которое принято называть сознанием.
Если рассматривать историю учений о сознании, то мы наталкиваемся на парадокс: они не прогрессировали в плане естественного, природного объяснения происхождения сознания, а наоборот – как бы регрессировали. Если в античности разум космичен и предстает как синоним универсальной закономерности, как космический Логос, то в средние века он уже трактуется как надмировое начало, которое существует до всякой природы и творит ее "из ничего". При этом истинный разум трактуется только как атрибут Бога ("Я есмь Истина"), а за человеком оставляется лишь "искорка" всепроникающего божественного разума. Вместе с тем, в недрах христианства возникает чрезвычайно важная идея спонтанной активности души, причем, в понятие души включался и интеллект. В учении, например, Фомы Аквинского сознание охватывает все существующие у человека психические процессы.
Сознание в учениях как объективного, так и субъективного идеализма рассматривается с единых идеалистических позиций. Источником сознания выступает не материальное основание – высокоструктурированная материя (человек с его специфически подготовленным мозгом) и социум, а находится он за пределами посюстороннего, чувственного мира, поэтому сознание трансцендентно (необъяснимо, непознаваемо, таинственно и т.д.). И даже если субъективный идеализм считает сознание "потоком наших ощущений" – основание этих ощущений априорно: оно первично и спонтанно. Дуалистические (двойственные) концепции сознания перекликаются с идеалистическими в том смысле, что считают мышление (соответственно: сознание) одним из видов субстанции (позиция Декарта, учение об априорных началах познания Канта и пр.), правда, наряду с существованием материального мира и его объектов. Здесь так же налицо необъяснимость и спонтанность сознания, его первичность и независимость от какой-либо материальности. Идеализм исходит их того, что сознание развивается имманентно и может быть понято только из самого себя.
В противоположность этому подходу социально-материа-листические концепции исходят из того, что невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений исторического хода и общественной жизни человечества. "Сознание с самого начала общественный продукт и остается им пока вообще существуют люди", – писал К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.113). Представители вульгарного материализма (Фогт, Молешотт и др.) считали, что сознание полностью материально, что оно в этом отношении ничем не отличается от материализованных секреций человеческого организма: мозг функционирует точно также, как и печень, которая выделяет желчь. Комментируя эту позицию можно сказать, что, безусловно, сознание базируется на химико-физических процессах, происходящих в мозге, но оно совершенно не сводится к ним. В результате их мы получаем мысли, идеи, способность оформить их в понятия, выразить в слове, суждении. Другими словами, в результате совершенно реальных материальных процессов получается идеальное, в котором "нет ни грамма материального" – вот это явление пока так до конца и необъяснено, и именно оно порождает множество толкований происхождения сознания. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс и др.), опираясь на данные науки XIX в., попытались снять вульгаризацию материалистического объяснения сознания, но, в принципе, тоже не смогли дать удовлетворяющего объяснения. Непосредственной заслугой данной концепции можно считать акцент на социальную природу сознания. Действительно факт, подтвержденный историческими примерами, что у человека, выключенного из социальной среды, из процесса социализации, сознание в свойственной человеческой форме не возникает.
Существовали и другие концепции происхождения и сущности сознания: гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности всей природы, как живой, так и неживой. Здесь явно просматриваются взгляды архаичных форм мировоззрения – анимизма, тотемизма, фетишизма и др., которые все существующее наделяли душой, разумной жизнью и соведанием (знанием); космологические концепции сознания (русские "космисты" – В. Вернадский, К. Циолковский, эзотерики) рассматривали сознание как всеобщее свойство космоса, Вселенной, как результат привнесенности жизни из космического пространства; деистические концепции (Руссо, Вольтер и др.) рассматривали человека и сознание как естественные процессы развития природы, как ее результат, но "пусковой механизм" этих процессов человеку неизвестен и поэтому ничего не остается, как предположить Высший разум в качестве такого "пускового механизма".
Рассмотрим более подробно некоторые из упомянутых и наиболее распространенных учений о происхождении и сущности сознания.
Одно из них можно назвать эволюционным подходом: сознание формировалось естественным путем в результате эволюции живой материи. Основные положения сводятся к следующему:
Сознание – естественный процесс структурирования материи как в вещественной форме – становление мозга, так и в социальной: от ее низших форм к высшим – человеку: первобытное стадо – человек – общество. Этот процесс протекал благодаря, прежде всего, труду. Трудовая деятельность, ее необходимость складывалась как нужда получения дополнительных средств существования, которых не хватало, используя вначале только слишком примитивные и получаемые непосредственно от природы. В результате появляется необходимость в общении, обмене информацией. Сначала язык был устным, затем письменным. Иными словами, сознание является результатом "счастливого" соединения (в том числе здесь нельзя исключать и фактор случайности) социальных и биологических факторов.
1. Биологические факторы:
сложная система головного мозга: важны вес головного мозга (у современного человека около 1500 грамм); площадь коры головного мозга; развитие лобных долей головного мозга; отношение веса мозга к весу тела и др. показатели;
формирование гортани для сложных речевых манипуляций ("заячья губа" или "волчья пасть" как рудименты животного строения делают невозможным овладение человеческой речью);
прямохождение и развитие руки, тактильных ощущений и др.
2. Важнейшие, как в фило-, так и в онтогенезе, социальные предпосылки возникновения сознания – групповой (социальный) образ существования, трудовая (игровая, подражательная) деятельность, общение (обмен опытом), овладение языком как системой понятий.
Сознание – функция мозга, который с течением времени становится способным воспринимать информацию, обрабатывать ее и оформлять в систему понятий. Но мыслит не мозг, а человек, который всем существом связан с окружающим миром. Компьютер как механический аналог мозга при всей его сложности выполняет только ряд операций из тех, которые выполняет человек с помощью мозга, задавая тому же компьютеру ту или иную программу.
Религиозная трактовка происхождения сознания: Человек создан по образу и подобию Божию, Творчество, разум, свобода, нравственность – все это у него от Бога. Это его дар человеку, высшее к нему расположение. Поэтому самое большое наказание для человека – лишение его разума. Грехи, и муки совести из-за них – путь в бездну безумия. Значит, нравственность – главная составляющая человеческого дара – сознания (разума). Именно нравственным сознанием Бог отделил человека от животных, определил его особенное место среди существующего, но не для гордыни и греховного своеволия, а для воплощения богоподобности и замысла Божия в реальном мире. Если человек не сумеет воплотить на земле идеалы добра и разумного образа жизни, значит человек не справился со своей миссией, и он не достоин ни земного, ни духовного существования – суть эсхатологической идеи: конца света, конца человеческой истории.
Рассматривая сознание только как форму человеческой деятельности, следует выделить следующие его особенности:
1). Сознание – высшая форма мыслительной деятельности. Мышление на уровне рациональности ("рацио" – разум). Рациональность присуща только человеку. Поэтому сознание можно приравнять к слову разум.
Сознание как разум:
а) рациональности присущи целенаправленность мышления, целеполагание;
б) предвидение результатов деятельности; моделирование идеальных объектов,
в) предвидение результатов предполагает ответственность за эти результаты;
г) разум – это абстрактное мышление, результатом которого является создание понятий, суждений, умозаключений.
д) разум – это способность к философствованию и ценностной ориентации.
Структурно сознание включает три степени отношения к действительности:
1. Чувства = опыт;
Рассудок = мышление (обработка опыта в понятиях);
Разум (ум, мудрость) = рациональность высшей степени: мир идей, творчества, философии.
2. Кроме того, сознание в себя включает: наличие самосознания. Самосознание – ощущение собственного "Я" как неповторимой, индивидуальной и несводимой ни к чему другому – сущности. Самосознание возникает в процессе жизнедеятельности, соотнесенности себя с другими людьми. Оно включает в себя самоконтроль, самооценку, саморефлексию в целом. Уровень развития самосознания – главный показатель личностного становления человека.
3. Сознание включает нравственно-культурную компоненту. Это то сверхсознание, которое окультуривает, в том числе и наше биологическое начало. Это возможность ценностного осмысления действительности с точки зрения высших духовных ценностей: добра, красоты, истинности, справедливости, достоинства и т.п. Оно включает понимание свой смертности и необходимости прожить жизнь со смыслом, по-возможности счастливо. Наличия и данного преимущества нет ни у кого, кроме человека, ни у одного другого существа на Земле.
4. В плане познания (в гносеологическом плане) сознание – это субъективный образ объективного мира:
а) принадлежит только субъекту, человеку. Выражает его активность по отношению к миру;
б) содержание "субъективного образа" исходит как от предмета (оно объективно в этом плане), так и от субъекта, который наделяет объект дополнительными свойствами, характеристиками, своим собственным видением.
в) субъективный образ – это значит, что сознание неполностью, неточно, не фотографически отображает объект. Поэтому – он именно субъективный образ мира, определенная его картина.
Из вышесказанного вытекает определение человека как единства биологического (куда входит и психика), социального и духовно-нравственного существа, главными характеристиками которого являются разум и воля, а они, в свою очередь, составляют то, что называют со-знанием (знанием, соведающим "Другое" и "Другого"). Причем, все перечисленные компоненты не механически соединены в человеке, а взаимосвязаны и взаимоопределяемы. Процессы их становления шли не параллельно, а в тесной связи друг с другом. Человек и чисто физические свои функции выполняет "по-человечески": эстетически и нравственно. А если это не так, то значит, что он не понял своей сущности и ничем не превзошел предыдущую природную ступень, так и остался в рамках физической необходимости. Значит, такой человек "био", чуть-чуть "социо", но не духовно-нравственный феномен.
- Е. М. Удовиченко
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники
- 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38