1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
Моральное сознание является стержнем сознания человека как личности. Моральное сознание, прежде всего, является предметом изучения этики (как философской дисциплины) и психологии.
Психология и философия считают моральное сознание не только важнейшим элементом мировоззрения, а его главным стержнем. Чем же характеризуется моральное сознание? Основным содержанием морального сознания и предметом философии морали является определение и анализ их главных понятий – добра и зла. Добро и зло, их взаимодействие – основная дилемма морального сознания. На основе решения этой дилеммы осуществляется нравственный выбор и строится линия поведения. Дилемма добра и зла заключается, прежде всего, в неоднозначности и противоречивости этих понятий и выражена, главным образом, следующими проблемами:
Каковы границы добра и зла? Могут ли эти понятия меняться местами?
Почему зло более "выпукло" в реальном воплощении и, иногда, более привлекательно, а добро так робко? Почему кажется, что зла в мире больше, чем добра?
Можно ли вообще избежать зла? Почему Бог - всеблагой, всесильный, милосердный и т.д. допускает зло в мире?
Имеют ли место добро и зло вне человеческих отношений?
Ряд подобных вопросов можно было бы продолжить.
Дилемма добра и зла включает и характеристику таких понятий морального сознания, как: совесть, честь, порядочность, достоинство, ответственность и др. и их противоположных двойников. Деятельность морального сознания настолько сложна, что даже в бесспорных, на первый взгляд, оценках можно "наломать много дров". У одного из известнейших писателей-фантастов Айзека Азимова как-то была высказана мысль о том, что не следует совершать ошибок из-за излишнего рвения соблюсти все моральные устои, а Н. Бердяев писал, что "ничего нет более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо".
В большинстве философских систем и в современном общественном сознании человеческая жизнь объявляется высшей социально-нравственной ценностью. Такая позиция свидетельствует о том, что общество достигло в своем духовном развитии достаточно высокого уровня, но дилемма добра и зла побуждает задать вопрос: всегда ли и любая ли человеческая жизнь достойна сохранения? Или такой вопрос вообще некорректен и даже кощунственен? Ответы на эти вопросы, действительно, восходят к общефилософскому пониманию добра и зла. Например, в ряде стран разрешена эвтаназия. Эвтаназией называют помощь в безболезненном уходе из жизни смертельно больному человеку, но ведь в таком случае жизнь прерывается искусственно, а это приравнивается к убийству. Как быть в этом случае: что здесь добро, а что – зло? И не совершим ли мы больше зла, чем добра, если разрешим и узаконим эвтаназию? А смертная казнь как уголовное наказание в законодательстве? Российское общество здесь практически пополам раскололось в решении: за и против.
Самым главным и самым сложным вопросом морального сознания является определение границ добра и зла. Мудрец – это тот, кто умеет правильно их определять, кто видит, где добро перестает быть добром и переходит в свою противоположность – в зло.
Моральное сознание вырабатывает некоторые константы, т.е. общезначимые нравственные ценности. Одной из таких констант является "золотое правило" нравственности, одна из формулировок которого – "поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". "Золотое правило" нравственности И. Кант включил в понятие "категорического императива" как обязательного морального требования, предъявляемого к человеку с позиций морали. Категорический императив – нравственный закон. Он характеризует мораль как исключительно бескорыстное служение добру. Если моральное сознание человека основывается на таком принципе, то и все мировоззрение человека принимает определенную гуманистическую направленность. Если же человек отбрасывает эти моральные принципы, а тем более вообще не включает подобные нормы в свою практику, то и мировоззрение в целом принимает совершенно другой характер.
Роль философского мировоззрения заключается в том, чтобы познакомить человека с разными этическими установками и взглядами, расширить поле его морального сознания для свободного и осознанного поведения. Философия не навязывает своего теоретического опыта. Она лишь задает вопросы и подводит человека к ним, оставляя за человеком право критически подойти к их решению.
- Е. М. Удовиченко
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники
- 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38