5.1. Происхождение жизни и сознания
Представления о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у всего живого вырабатывались постепенно в процессе познания природы и философского осмысления бытия. Философские концепции жизни и смерти всегда имели большое мировоззренческое значение: они всегда являлись ареной борьбы материализма и идеализма. Трудность научного и, соответственно философского, решения проблемы возникновения жизни исходит из того, что нет точных доказательств ее происхождения. Существует множество концепций по этому вопросу. Некоторые их них здесь будут представлены.
Все учения, которые занимаются проблемами происхождения и сущности жизни, получили название "витализма" (от лат. "вита" – жизнь). Большим успехом в истории виталистических концепций пользуется учение Аристотеля о едином одушевляющем начале, заложенном в самих живых организмах и движущим их развитие, – энтелехии. Средневековый философ и теолог Фома Аквинский истолковал это учение в духе церковной догматики. Демокрит противопоставил витализму учение о жизни как результате взаимодействия механических сил самой природы (как движение атомов особой формы). Длительное время витализм использовал распространенное с древности представление о самозарождении живых существ. В XIX в. Л. Пастер точными опытами окончательно опроверг эту теорию. Важные моменты по этому вопросу можно найти в философии И.Канта, Лейбница и др. Ф.Энгельс в "Анти-Дюринге" отмечал: "…в старой натурфилософии при всех ее фантастических замыслах и недостатках много осмысленного и разумного".
Сущность развития живых организмов проявляется только в их эволюции. Лежащий в основе эволюции естественный отбор создает видимость телеологического (кем-то извне целенаправленного) характера процесса жизни. Телеологические теории объясняют существенные характеристики жизни: самозарождение и саморазвитие живого вещества из внешних компонентов. Виталисты считают, что жизнь существует вечно, так как, по их мнению, живое от неживого отличается присутствием в живом особой нематериальной сущности. Материалисты не отрицают возможности постоянства жизни в том смысле, что в бесконечной и вечной Вселенной жизнь вполне возможна и все время она где-то возникает и где-то угасает. Однако они настаивают на. естественном возникновении жизни: жизнь возникла из неорганического мира в процессе закономерного поступательного развития и структурного усложнения материи.
Одна из самых распространенных и принятых в научном мире теорий происхождения жизни – теория А. И. Опарина. По данной теории жизнь произошла путем выделения консерватных капелек из жидкости, в которой в растворенном состоянии находились разнообразные белки. Эта теория дает возможность понять, как возникли первые, обособленные от среды и Гётерогенные по своему составу коллоидные системы, обладающие некоторыми признаками жизни. В консерватах нередко возникает определенная кристаллическая упорядоченность. Процессы жизнедеятельности характеризуются быстро протекающими и определенным образом направленными химическими реакциями. Течение многих этих реакций облегчено в живых системах по сравнению с тем, как они проявляются в неживой природе, например, наличием специфических ферментов. Живые тела должны соединять крайнюю подвижность и скорость химических реакций с известной устойчивостью и постоянством, позволяющим им оставаться в каждый данный момент самими собой и сохранять свои свойства и качества.
А. Опарин решительно выступает против формулы: интеллект – материя – жизнь, считая ее неверной. Он выдвигает свою формулу: материя – жизнь – интеллект, считая при этом, что эволюционная теория Ч. Дарвина наполнила конкретным содержанием эту формулу, но оставила без ответа вопрос о том, как возникли те первоначальные живые клетки, которые явились родоначальниками всего живого на Земле?
В современной научной и, в особенности, научно-популярной литературе мы нередко встречаемся с высказываниями о возможности существования жизни не на углеродной основе (как на Земле), а на близком углероду, по таблице Менделеева, кремнии. Данное суждение основывается лишь на общих теоретических посылках, ни в какой реальной форме такая жизнь не была представлена. Квантовая физика, позволяющая понять специфическую электронную структуру молекул, отнюдь не говорит в пользу возможности неуглеродной формы жизни. Вряд ли кремний, несмотря на обилие его на Земле, смог бы послужить основой для структурных компонентов жизни.
Жизнь на Земле достигла своего высшего воплощения – появления человека с его сознанием и духовностью. И хотя человечество существует уже тысячи лет, достигло многого в науке, философии, искусстве, нравственности, сознание, благодаря которому все это и существует, по-прежнему остается загадкой.
- Е. М. Удовиченко
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники
- 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38