4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
Любое отношение человека с миром можно считать познавательным процессом (правда, в расширенном понимании). Почему? Потому что образуется взаимосвязь человека и вещи, человека и процесса и т.д. В любом случае человек действует как субъект, хотя уровень интенциональности у него может быть разным. Познание – взаимообусловленный процесс между тем, кто познает (субъектом познания) и тем, что познается (объектом познания). Следовательно, познание – это субъект-объектные отношения. Роль субъекта в познании первична. Связь субъекта и объекта в познании проявляется не только в том, что объект оказыает влияние на субъект, а и в том, что субъект сам начинает познавательный процесс, инициатива идет, прежде всего, от субъекта. Гносеология еще с Декарта и Канта подчеркивала активную роль субъекта в познании: человек не только отражает мир, но и творит его. Знание как результат познания представляет собой субъективный образ той действительности, с которой взаимодействует субъект. Гносеология Канта, подчеркивая активность субъекта, его направленность на познание, вводит в познание как данность априорные (существующие в сознании субъекта до всякого опыта, изначально) формы познания, которые позволяют субъекту начать и осуществлять познание. Эти априорные формы чувственности и рассудка способствуют переводу чувственного опыта в систему понятий.
Мир познается действительно субъективно. Субъект конструирует картину мира исходя из ряда данностей: уровня собственных знаний и представлений, готовности к восприятию (человек может осваивать и усваивать только определенные знания), мировоззренческих оснований, уровня развития науки в целом на данном историческом этапе.
Если, правда, говорить о научном знании, то оно является концептуальным. Значит, результат познания, новые теории должны согласовываться с уже существующими концепциями. Если знание не согласуется с основополагающими теориями, не согласуется с постулатами, определяющими картину мира, то такой результат говорит либо о том, что:
знание неверно, и должно быть отброшено;
либо это, действительно, новое слово в науке, тогда оно требует пересмотра имеющихся постулатов, прежних мировоззренческих установок.
Субъектом познания могут выступать разные образования: человек (отдельный индивид), коллектив, социальные группы, общество в целом. В конечном итоге, все совокупное человечество.
Потенциальным объектом познавательной деятельности является любая реальность, а действительными объектами познания выступают те, на которые направлен познавательный интерес и которые непосредственно вовлечены в познавательную деятельность.
Предмет познания – конкретные свойства, характеристики, функции, проблемы данного объекта.
Современная наука рассматривает познание как разновидность информационного процесса. Бытие – взаимодействие разных объектов. Мир не может существовать без этого взаимодействия – это постулат, а любое взаимодействие является информационным процессом, обменом информацией.
Специфика и результат этого обмена зависят от сложности и структуры объектов, уровня их взаимодействия и ряда других параметров.
В философии процессы обмена информацией анализируются через понятие отражения. Отражение есть результат взаимодействия. Отражение носит ступенчатый характер, и в бытии выступает как взаимосвязь, и как смена более простых форм более сложными. Можно выделить следующие ступени отражения, на каждом уровне которых информационный процесс будет иметь свои особенности:
1). Отражение в неживой природе, результатом которого выступают простейшие следы, отпечатки, изменения формы, неподвижный оттиск (например, фотография). Это уровень механического отражения. Это отражение носит случайный характер, оно пассивно, здесь нет ни малейшей избирательности.
2). Отражение на уровне живого простейшего организма. Это более сложный информационный процесс, так как в нем уже присутствуют первые зачатки избирательности, активности.
3). Отражение на уровне примитивной нервной системы. Это простейшие психические реакции. На этой стадии уже идет первичная конструктивная деятельность, более сложная избирательность, которая может показаться разумной (например, уже лягушка ищет лучшее болото), но деятельность эта исключительно инстинктивна.
4). Отражение на уровне развитой психики, наиболее близкое к человеку. Эта стадия характеризуется достаточно сложной чувственностью, на этом уровне происходит партнерская избирательность. Это уровень научения, дрессировки. На этой стадии, считают ученые, можно говорить о "предметном мышлении" у высших животных.
5). И, тем не менее, все эти сложные формы информационной деятельности нельзя назвать познанием в подлинном смысле этого слова. Оно свойственно все-таки только человеку. Познание – это отражение на уровне сознания. С биологической точки зрения сознание является функцией мозга, который способен воспринимать информацию и перерабатывать ее в мысль. Отражение на уровне сознания и познания характеризуется следующими признаками: рациональностью, целеполаганием и целенаправленностью, предвидением результатов деятельности, абстрагированием (отражением мира в понятиях и идеях), созданием предварительных идеальных моделей, избирательностью, активным творчеством, ценностным видением мира и рядом других достаточно сложных характеристик.
- Е. М. Удовиченко
- Предисловие
- Раздел I. Введение в философию
- Предмет и понятие философии. Начало формирования философского знания
- 1.3. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения
- 1.4. Философия и мораль. Место морального сознания в структуре мировоззрения
- 1.5. Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия
- 1.6 Специфика философского мировоззрения
- 1.7. Философия и идеология
- 1.8. Проблема научности и многообразия философского видения мира. Соотношение философии и частных наук
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел II. Онтология: учение о бытии, о сущем бытия
- 2.1. Понятие бытия, его структура. Бытие и небытие
- 2.2. Философские поиски первоначала бытия. Основные философские направления: материализм, его исторические формы
- 2.3. Основные философские направления: идеализм и его формы. Философский монизм, дуализм и плюрализм
- 2.4. Культурологические формы философствования как выражение бытия и сознания различных исторических эпох
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел III. Философия как методология
- 3.1. Понятие метода и методологии. Философия как всеобщая методология. Диалектика и принцип развития. Две концепции развития
- 3.2. Основные законы диалектики, их характеристика. Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел IV. Гносеология: учение о познании
- 4.1. Понятие гносеологии, ее проблемы. Познание, его социальная природа
- 4.2. Познание как информационный процесс. Объект и субъект познания
- 4.3. Уровни и формы познавательного процесса. Эмпиризм, сенсуализм и рационализм
- 4.4. Проблема источников знания, его способов и границ: скептицизм и агностицизм
- 4.5. Философия о критериях истинности знания: различные подходы к проблеме
- Вопросы для повторения и самопроверки
- Раздел V. Философская антропология и аксиология: учение о человеке и его ценностях
- 5.1. Происхождение жизни и сознания
- 5.2. Сознание как проблема. Био-психо-социо-духовно-нравственная природа и сущность человека
- 5.3. Человек как индивид, как индивидуальность и как личность
- 5.4. Роль личности в истории
- 5.5. Свобода как ценность. Проблема свободы
- 5.6. Философия о смысле жизни, счастье, смерти и бессмертии
- 5.7. Человек и красота. Эстетическое освоение действительности. Искусство и философия
- 5.8. Мораль и нравственность в системе ценностей
- Вопросы для самопроверки и повторения
- Раздел VI. Философия истории и общественного процесса
- 6.1. Философия истории: прогрессистско-формационный и локально-цивилизационный подходы
- 6.2. Будущее человечества. Отношение к природе и глобальные проблемы
- 6.3. Гражданское общество и правовое государство
- Философия в понятиях и терминах
- Указатель терминов словаря
- Основная литература (ко всем разделам курса)
- Рекомендуемые первоисточники
- 455000, Магнитогорск, пр. Ленина, 38