logo search
Общий конспект

Два уровня познания.

Чувственное знание – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое.

Чувственное познание подразделяют на:

  1. Ощущение

  2. Восприятие

  3. Представление

Ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус.

Любой предмет обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств.

Возьмем, например, кусочек сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое – кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множество различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно взаимодействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, не осознавал. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы человека и потом восстанавливаются сохранившимся в мозгу связям.

Рациональное познание подразделяют на:

  1. Понятие

  2. Суждение

  3. Умозаключение

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.

В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие – дерево вообще.

Понятия возникают и существуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами.

Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

Можно сказать, что суждение (или суждения) – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение (или суждения). И все споры о том, что выше – понятие или суждения – это схоластическое, а потому бесплодное занятие.

Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключения, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

Умозаключение – более высокий уровень логического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо позже, - так же, в прочем, как и в онтогенезе, знаменую собой принципиально новый уровень развития мышления.