3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
Движение – способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Материи неподвижной, неизменной нет. Все в окружающем нас мире движется, развивается, изменяется. Благодаря движению материальные тела, воздействуя на наши органы чувств, обнаруживают себя. Движение – это вечное, абсолютное свойство материи, но в бесконечном процессе движения наблюдаются моменты устойчивости, относительного покоя. Абсолютного покоя нет и быть не может. Покой всегда является относительным, поскольку тела покоятся только по отношению к какой-либо системе отсчета. Примерами относительности покоя могут быть: здание и колебание почвы; вращение Земли, движение человека в автомобиле; обменные процессы в организме человека. Движение, таким образом, абсолютно, а покой относителен.
Движение не может исчезнуть, оно может переходить из одной формы в другую. Под формами движения материи понимают специфические типы изменений, подчиняющиеся законам, которые действуют в определенной области. Выделяют следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Каждая из форм движения материи связана с определенным материальным носителем и специфическими закономерностями. При этом все формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу, но при определенных условиях формы движения могут превращаться друг в друга. Формы движения материи отличаются друг от друга степенью сложности, причем высшие возникают как синтез низших.
Наиболее простой формой движения материи является механическая форма движения материи, которая представляет собой пространственное перемещение, подчиненное законам механики.
Физическая форма движения материи связана с изменением физических свойств и характеристик (пространственного положения, скорости, массы, энергии, электрического заряда, температуры, объема и т.д.).
Химическая форма движения материи включает в себя физические и механические процессы.
Биологическая форма движения является синтезом физических и
химических форм движения материи.
Социальная форма движения материи связана с развитием человеческого общества.
В современной науке, в частности благодаря трудам известного русского ученого В.И.Вернадского, выдвигается идея, согласно которой существует наряду с пятью общеизвестными формами движения геологическая форма движения. Геологическая форма движения материи связана с тем, что развитие Земли и земной коры представляет собой единый процесс, подчиненный общим фундаментальным закономерностям.
Поскольку движение реализуется в специфических формах, то, следовательно, оно характеризуется относительностью. Например, перемещение одного тела можно определить лишь по отношению к другому, а появление новых свойств можно заметить только при сравнении их с ранее существовавшими свойствами.
Таким образом, движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного. Движение абсолютно, поскольку без движения материи не существует, но это абсолютное движение проявляется в качественно различных, преходящих формах движения материи, - поэтому оно и относительно.
Поскольку движение абсолютно, оно непрерывно, но в силу того, что движение относительно (проявляется в качественно различных преходящих формах), оно также обладает и прерывностью. Таким образом, движение
может быть рассмотрено как единство прерывности и непрерывности.
Движение также проявляется как единство устойчивости и изменчивости. Например, жизнь представляет собой непрерывно протекающий процесс разрушения и восстановления его составных частей, ассимиляции и диссимиляции, выделения и усвоения веществ. В силу этого каждый организм в конкретный момент является тем же и, все-таки, иным.
Движение материи происходит в пространстве и во времени, которые являются формами существования движущейся материи.
Пространство и время - формы координации материальных объектов и явлений, которые не существуют вне материи и независимо от нее. Пространство– это категория, выражающая объем материального явления, его протяженность в длину, ширину и высоту, его внешнюю форму, порядок расположения тел, предметов и явлений относительно друг друга их рядоположенность.Время – это категория, выражающая последовательность развертывания материальных процессов порядок следования явлений друг за другом, длительность процессов и явлений, которые существуют не только в пространстве, но и во времени, не только рядоположены относительно друг друга, находятся в определенном месте, но и существуют в определенное время, в определенной последовательности.
Отличие этих двух форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма существования тел, а время – всеобщая форма смены явлений. Пространство и время обладают рядом общих и специфических свойств, которые могут быть рассмотрены по схеме (См.: Приложение к самостоятельной работе).
Пространство и время, также как и движение, являются одновременно и абсолютными и относительными. Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются постоянными и необходимыми условиями бытия материи. Относительность пространства и времени заключается в том, что свойства пространства и времени связаны с их материальными носителями3и особенностями видов движущейся материи с изменчивостью, обусловленной зависимостью от условий движущейся материи.
В отличие от материалистических концепций, идеалистические учения рассматривают проблемы пространства и времени с иных мировоззренческих позиций. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время являются продуктами человеческого сознания. С точки зрения объективного идеализма, пространство и время – порождения духовного начала. Гегель, к примеру, считал, что пространство и время возникают на определенной стадии развития абсолютной идеи, причем сначала возникает пространство, а потом время и только потом возникает материя.
Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых качественно специфичных пространственно-временных структур.
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Современной эпохе свойственно ускорение социальных процессов. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно ускоряется и уплотняется по мере общественного прогресса.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.