logo search
УСЁ

19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.

Те мыслители, которые утверждали реальное существование общего, получили название "реалисты", причем, одни из них полагали, что общее существует в самих вещах, а другие – что общее существует до вещей. Реализм признает реальное существование универсальных идей, общих понятий.

Им противостояла другая группа мыслителей, получившая название "номиналисты". Номинализм – от греческого «имя». Решающее значение в познании имеет чувственный опыт. Подлинным существованием обладают единичные, индивидуальные, конкретные вещи, предметы, а общие идеи являются лишь пустыми именами, названиями. Номиналисты полагали, что общее существует после вещей и лишь в сознании человека. Носителем общего является слово, имя (номен), а отсюда и номинализм. Номиналисты, таким образом, не допускали реального существования общего, но допускали его лишь как мысль, имя, понятие.

Спор об универсалях.

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях (универсалии - это общие понятия). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 категории:

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.

2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм - продолжение традиций Аристотеля

3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

20) Гуманизм и антропоцентризм Возрождения. Гуманисты о человеке и его месте мироздании.(Данте , Петрарке)

Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма. Этим термином обозначалась светская образованность в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры — призна­ние интересов и прав человеческой личности, игнорировавшихся государственными феодальными порядками и религиозной мо­ралью аскетизма. Имеется в виду, что этого можно достичь за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе. В эпоху Возрождения человек оказался в центре внимания (антропоцентризм) писателей, поэтов, философов. Мыслители ставят вопрос о вели­ком его предназначении. Их интересует человек в его реальной сущности, в его земном существовании. Взор мыслителя обращен к человеку, к его внутренним стремлениям. Земная жизнь человека привлекает внимание гуманистов. Мир в гуманистической философии — область человеческой деятель­ности. Бог рассматривается прежде всего как творческое начало, в уподоблении которому — главная задача и предназначение че­ловека. И задачей философии оказывается не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материаль­ного начал, а раскрытие их гармонического единства. Гуманисты, как правило, не отвергают ни сотворения человека богом, ни бессмертия души. В атеизме их обвиняли враги и то редко, не всех и, как правило, без достаточных оснований. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Если Бог- это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях.

Гуманизм.Данте Алигьери (1265—1321). Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в бессмертной «Комедии» 4, затем в трактатах «Пир» и «Монархия». Его литературное и идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве. Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким способом: с одной стороны, богом, с другой — природой. К блаженству, таким образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и «духовное поучение», исходящее от святого духа. Подчеркивание божественного в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте был подвергнут критике и осуждался .

Франческо Петрарка (1304—1374) считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Данте еще принимал «вечность» в понимании схоластов, Петрарка же ее полностью отвергает. Он отвергал культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал «глупых аристотели-ков», их схоластический, надуманный способ ведения споров. Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». Подчеркиванием собственного незнания он выражает идею независимости своего мышления от схоластической университетской учености.

21) Николай Кузанский ориентировался на традицию неоплатонизма. У Платона единое характеризуется через противоположность «иному», не-единому. Кузанец отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает вывод: «единое есть все». Единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше ничего не м ожет быть, Кузанец поэтому называет его максимумом; единое же – это минимум. Таким образом, Кузанец открыл принцип совпадения противоположностей. (Пример с окружностью и ее радиусом – прямая).

Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанца выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего.

Согласно Кузанцу, центр и окружность космоса – это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был замкнут.

22) Никколо Макиавелли (1469-1527). Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты. Основное его произведение «Государь». Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости ("фортуны"). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Исследование исторической и политической практики приводит Макиавелли к пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности. Оказалось, что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые и детерминируют политическую деятельность. Макиавелли тем самым весьма близко подходит к пониманию роли материальных и классовых интересов в развитии общества, считает политику в конечном счете продуктом свободной человеческой воли, личных желаний, особенностей характера. В сущности он выводит политику из психологии. Политическая теория Макиавелли имела актуальное значение, а именно стать руководством для способного и честолюбивого правителя, который во главе сильного государства освободил бы Италию от влияния приходящего в упадок папства. Тот, кто встал на пути "судьбы", должен быть правителем нового типа, абсолютным властелином, деспотом. Он не должен быть связан никакими априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться строго анализированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным (образцом ему служил Чезаре Борджиа). Правитель как общественный деятель должен руководствоваться моралью силы этого мира, но не моралью религиозной, лишь так он овладеет стихийным движением человеческого поведения, вытекающим из жажды богатства, благосостояния и инстинктов, которые сопутствуют жизни индивида. Это мораль, отражающая реальность жизни. Основной тон в ней - человек не может слепо полагаться на "божественное провидение", на спасение, но должен сам стать лицом к лицу с действительностью, рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы. Эту предпосылку Макиавелли помещает в основу своих социально-политических представлений. В области политики это земной, ренессансный гуманизм, выраженный по отношению к реальности соперничающих интересов открыто и отважно, даже жестоко. Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец "циничности" и аморальности в политике. Термин "макиавеллизм" со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом "цель оправдывает средства". Макиавеллизм осуждается как теория и практика бесконтрольного использования власти, не подчиненной никаким "высшим" моральным критериям, как деятельность, единственным законом которой является успех любой ценой. Впервые объективно и правдиво истинное историческое значение Макиавелли, его творчества показал Антонио Грамши. Он отвергал так называемый макиавеллизм, приписанный Макиавелли, сведенный к вульгарной реализации принципа "цель оправдывает средства". В действительности этот принцип имеет более позднее, иезуитское происхождение. Макиавелли его никогда не формулировал, он не вытекает из контекста его творчества. Согласно Грамши, необходимо понимать творчество Макиавелли не абстрактно, вне конкретных, исторических условий эпохи, но в связи с интересами прогрессивных сил тогдашнего итальянского общества, их потребностью установить государственную власть антифеодального типа, объединить страну в централизованное государство во главе с абсолютным правителем.