1.1.3. Проблема определения предмета философии
Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понимание предмета и задач философии.
Понимание предмета и задач философии исторически менялось и в ходе развития самой философии. Напомним, что понятие «философия» было впервые использовано древнегреческим историком Геродотом, по мнению других, например Диогеном Лаэртским, древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как «любовь к мудрости». В древнегреческой философии под философией понимали любое знание, как стремление познать истину, в противоположность религии (вере). В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром.
Важнейшими чертами философии являются рационально- теоретический тип мышления, рефлексивность и фундаментальность.
В зависимости от изменения представлений о предмете философии в ходе общественно - исторического развития выделяют
три основных периода: античный, новоевропейский и современный.
Первый период связан с генезисом и становлением философской мысли в Древней Греции. В древнегреческой философии предметной областью познания рассматривался космос, мир в целом, что породило онтологическую проблематику философии. Платон определял философию, как науку о сущем, вечном и непреходящем (науку об идеях), у Аристотеля в его трактате «Метафизика» («Первая философия») философия определяется, как наука о высших сущностях и причинах бытия. Таким образом, предметное поле философии представляло собой интегрированное знание о мире, в том числе научное знание, существующее в античности и в древневосточных цивилизациях.
Второй период связан с развитием западноевропейской философией в Новое время - новоевропейский период или период классической философией. Для всех многочисленных философских учений, созданных в период классической философии, характерен общий подход к пониманию предмета философии. Эта общность обусловлена решением основного вопроса философии: вопроса об отношении сознания к бытию (материи). Необходимо уточнить, что «основным вопросом философии» данную проблематику назвал Ф.Энгельс уже в XX веке. В новоевропейский период рождаются философские системы, определяющие проблему субстанции: одна субстанция (первоначало мира) – монистические системы (Ф.Бэкон, Спиноза, Д.Дидро); две субстанции – дуализм (Р.Декарт, И.Кант); много субстанций – плюрализм (Г.Лейбниц). Но главной проблемой становится проблема познания, проблема метода или методологии в более широком понимании как «программы исследования». Поэтому в классической философии под предметом философии понимается гносеология (теория познания). Декарт определяет философию как метафизику, как методологию научного познания и сравнивает с древом (деревом познания): корни этого древа – метафизика, ствол – физика (естествознание), ветви этого дерева – все частные науки. Г.Фихте в работе «Наукоучение» писал, что философия – это не только предпосылка познания, но и основание всех конкретных наук. Гегель определял философию как науку, предметом которой является «движение чистой абстрактной мысли», в которой нет ни факта, ни эмпирического опыта.
Третий период в развитии философии определяется как период
постклассической и постнеклассической (постмодернизм) философии или современной философии, начало которой заложено в философских учениях середины ХIХ в. Единого понимания предмета философии в современных философских концепциях нет. Каждая философская школа по-своему определяет предмет своего исследования. Многообразие подходов к пониманию предмета философии в современности обусловливает сложность их изучения. И если в античный и новоевропейский периоды философия определялась как наука, то в современный период такой подход не является общепринятым. Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ-экзистенциалист писал, что философия больше чем наука, она есть целостное миросозерцание, представление о мире как Универсуме и осмысление его человеком. Таким образом, в представлении современных мыслителей предметом философии называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Однако есть и другая точка зрения, в чем-то близкая в понимании предмета философии в классический период, а именно в позитивизме: «Философия – «наука о науке вообще».
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.