logo search
Учебное пособие по философии

1.1.3. Проблема определения предмета философии

Философия и наука в подлинном смысле возникли в Древней Греции. С момента своего возникновения философия существует в виде множества школ и течений, для которых характерно свое специфическое понимание предмета и задач философии.

Понимание предмета и задач философии исторически менялось и в ходе развития самой философии. Напомним, что понятие «философия» было впервые использовано древнегреческим историком Геродотом, по мнению других, например Диогеном Лаэртским, древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как «любовь к мудрости». В древнегреческой философии под философией понимали любое знание, как стремление познать истину, в противоположность религии (вере). В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром.

Важнейшими чертами философии являются рационально- теоретический тип мышления, рефлексивность и фундаментальность.

В зависимости от изменения представлений о предмете философии в ходе общественно - исторического развития выделяют

три основных периода: античный, новоевропейский и современный.

Первый период связан с генезисом и становлением философской мысли в Древней Греции. В древнегреческой философии предметной областью познания рассматривался космос, мир в целом, что породило онтологическую проблематику философии. Платон определял философию, как науку о сущем, вечном и непреходящем (науку об идеях), у Аристотеля в его трактате «Метафизика» («Первая философия») философия определяется, как наука о высших сущностях и причинах бытия. Таким образом, предметное поле философии представляло собой интегрированное знание о мире, в том числе научное знание, существующее в античности и в древневосточных цивилизациях.

Второй период связан с развитием западноевропейской философией в Новое время - новоевропейский период или период классической философией. Для всех многочисленных философских учений, созданных в период классической философии, характерен общий подход к пониманию предмета философии. Эта общность обусловлена решением основного вопроса философии: вопроса об отношении сознания к бытию (материи). Необходимо уточнить, что «основным вопросом философии» данную проблематику назвал Ф.Энгельс уже в XX веке. В новоевропейский период рождаются философские системы, определяющие проблему субстанции: одна субстанция (первоначало мира) – монистические системы (Ф.Бэкон, Спиноза, Д.Дидро); две субстанции – дуализм (Р.Декарт, И.Кант); много субстанций – плюрализм (Г.Лейбниц). Но главной проблемой становится проблема познания, проблема метода или методологии в более широком понимании как «программы исследования». Поэтому в классической философии под предметом философии понимается гносеология (теория познания). Декарт определяет философию как метафизику, как методологию научного познания и сравнивает с древом (деревом познания): корни этого древа – метафизика, ствол – физика (естествознание), ветви этого дерева – все частные науки. Г.Фихте в работе «Наукоучение» писал, что философия – это не только предпосылка познания, но и основание всех конкретных наук. Гегель определял философию как науку, предметом которой является «движение чистой абстрактной мысли», в которой нет ни факта, ни эмпирического опыта.

Третий период в развитии философии определяется как период

постклассической и постнеклассической (постмодернизм) философии или современной философии, начало которой заложено в философских учениях середины ХIХ в. Единого понимания предмета философии в современных философских концепциях нет. Каждая философская школа по-своему определяет предмет своего исследования. Многообразие подходов к пониманию предмета философии в современности обусловливает сложность их изучения. И если в античный и новоевропейский периоды философия определялась как наука, то в современный период такой подход не является общепринятым. Х. Ортега-и-Гассет, испанский философ-экзистенциалист писал, что философия больше чем наука, она есть целостное миросозерцание, представление о мире как Универсуме и осмысление его человеком. Таким образом, в представлении современных мыслителей предметом философии называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в нем и о принципах взаимоотношения человека с миром. Однако есть и другая точка зрения, в чем-то близкая в понимании предмета философии в классический период, а именно в позитивизме: «Философия – «наука о науке вообще».