3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков («Стоя» – название портика в Афинах). Основателем данной философской школы считается Зенон Китийский.
Основная идея освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, стоики избрали иной путь для достижения этой цели. Это совершенствование через культуру и мудрость.
Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещённости, знанию, добродетели, бесстрастию (апатии) и автаркии (самодостаточности).
Характерными чертами являются:
-
призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
-
признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом;
-
определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру;
-
призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру;
-
признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны;
-
неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу;
-
оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла, пороков и невозможности делать добро;
-
восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры;
-
высокий эстетизм в мыслях и поступках;
-
осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, человеческих пороков;
-
признание стремления к счастью высшей целью человека.
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Основные труды: "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях", "О блаженной жизни", "О скоротечности жизни".
4. Киники (Менипп Гадарский, Бион Борисфенит, Кратет, Гиппархия, Метрокл из Маронеи). Основатель кинизма - ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), а яркий представитель данного учения - Диоген Синопский. Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли продолжить его дело.
Характерными чертами являлись:
-
возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);
-
добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество;
-
отсутствие постоянного места жительства, скитания;
-
паразитический образ жизни, попрошайничество;
-
предпочтение; отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;
-
восхваление физической и духовной бедности;
-
крайний аскетизм;
-
замкнутость;
-
критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;
-
непризнание авторитетов;
-
воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;
-
неготовность к спору, стремление подавить собеседника;
-
отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;
-
не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали культуру, мораль, богатство;
-
концепция внимания на пороках общества; худших человеческих чертах;
-
радикализм, парадоксальность, скандальность.
5. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:
-
противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
-
предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных идей;
-
не отрицали божественной природы человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения являлся Николай Кузанский (1401 – 1464) – священнослужитель, богослов, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: