logo search

39. Модели социальной реальности

Модели социальной реальности классифицируются пока только по эмпиричным принципам:

1. натуралистическая (или виталистическая) – объясняет социум «снизу», из природы, из физических, географических, биологических закономерностей; согласно этой точке зрения человечество – рядовой биологический вид среди биологических видов; его биологические потребности остаются базовыми, а культура, отличающая человека, – лишь их модификация;

2. идеалистическая (или реалистическая, от средневекового реализма универсалий) – объясняет социум «сверху», из Абсолюта, Бога; это наиболее древняя модель, сложившаяся, по - видимому, уже у Аврелия Августина; для этой концепции характерно признание самостоятельности духовной сферы жизни общества; развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека;

3. материалистическая, рассматриваемая в марксистской философии, – полагает, что общественное бытие определяет общественное сознание и диалектически связано с ним; основные положения изложены в работе К. Маркса «Предисловие к “Критике политической экономии”»;

4. технократическая (как и материалистическая, может быть отнесена к деятельностным концепциям) – возникла и развилась в связи с бурным ростом науки и техники; постулирует главенствующую роль техники для развития общества и техноморфность самого общества.

Можно выделить также феноменологическую модель социальной реальности (Гуссерль, Шютц и др. представители феноменологии), явившуюся порождением новейшего времени, кризиса новоевропейской цивилизации. Как и деятельностная модель, она пытается объяснить общество «из него самого», отвергая субстанционализм натуралистической и идеалистической концепций, и последовательно проводит антисубстанциалистскую позицию. Натуралистическая и деятельностная модели, напротив, – это типичные продукты новоевропейской цивилизации, испытавшие сильное воздействие науки и мировоззрения Нового времени.