Задания для самоподготовки
1. Какие отличительные черты были присущи в целом всей немецкой классической философии?
2. Творчество И.Канта принято делить на два периода: «докритический» и «критический», обоснуйте правомерность такого подхода.
3. Назовите основные сочинения И.Канта, написанные им в «критический период» его творчества.
4. Что такое «вещь в себе» в философии Канта?
5. Как понималось «явление» в истории философии до Канта и у Канта?
6. Особенности аналитических и синтетических суждений в теории познания И.Канта.
7. В чем особенности агностицизма Канта?
8. В чем суть «коперниканского переворота», осуществленного Кантом в гносеологии?
9. Апостериорное и априорное знание, в чем их отличие по Канту?
10. В чем отличие априорного знания в учении И.Канта от «врожденных идей» в гносеологии Р.Декарта.
11. Какие три главные формы априорного знания выделял И.Кант у
познающего субъекта?
12. Что такое антиномии в философии И.Канта?
13. В чем значение трансцендентального и трансендентного сознания для получения определенного рода знаний по Канту?
14. В чем заключается отличие понятий феномена и ноумена по Канту?
15. Понятия пространства и времени, какую роль они играют в
философии И.Канта?
16. Что такое практический разум в философии Канта?
17. Что такое «категорический императив» в философии И.Канта и в какой из своих работ он раскрывает содержание данного понятия?
18. Какая категория этики лежит в основе нравственного поведения личности, по Канту?
19. Роль личности как субъекта познания и как субъекта общественной жизни в философии Г.Фихте.
20. В чем суть принципа триады по Фихте?
21. Понятие Абсолюта у Шеллинга.
22. Сколько стадий проходит природа в своем развитии у Шеллинга?
23. Понятие Абсолютной идеи в философии Гегеля.
24. Роль мышления в развитии мира в философии Гегеля.
25. Основные законы диалектики, сформулированные и обоснованные Г.В.Ф.Гегелем, их особенности.
26. Основное сочинение Гегеля, в котором он обосновывает теорию развития, понятия и законы диалектики.
27. Назовите основные части философской системы Гегеля?
28. Философскую систему Гегеля относят к системам объективного идеализма, объясните почему?
29. Обоснуйте различие «гражданского общества» (понятие, введенное Гегелем) и государства в философии права Гегеля?
30. Кто из немецких философов-классиков ввел понятие «правовое государство» и в чем его отличие от понятия «государство»?
31. Сколько этапов включала в себя гегелевская модель исторического развития человечества, охарактеризуйте эти этапы.
32. В чем проявилось противоречие между диалектическим методом и системой объективного идеализма Гегеля?
33. В чем значение немецкой классической философии в истории философской и научной мысли?
34. Какую позицию занял Л.Фейербах по отношению к немецким классикам?
35. В чем суть антропологизма Л.Фейербаха?
36. Какой позиции придерживался Фейербах во взглядах на природу человека?
37. Признавал ли Фейербах принцип развития в отношении природы и человека?
38. Можно ли утверждать, что философия Фейербаха преодолела недостатки одностороннего, метафизического подхода?
39. Назовите идейные предпосылки возникновения марксизма.
40. Назовите основные разделы (учения) марксистской философии.
41. В чем заключается основное отличие в понимании диалектики Гегелем и Марксом?
42. Что является фундаментом, движущей силой общественного прогресса с точки зрения марксистов?
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.