logo search
Общий конспект

Анаксагор

Анаксагор родился около 500 г. до нашей эры в Клазоменах. Умер в 428 г.до н.э.

Его основные работы.

Из сочинений Анаксагора ничего не сохранилось, сведения о его трудах дошли во фрагментах и свидетельствах других античных авторов. В молодости Анаксагор был слушателем Анаксимена. Философские идеи Анаксагора, изложенные в книге «О природе», представляют собой пик развития греческой философии древнейшего периода. Анаксагор понимал все существующее как хаос, материальную стихийную множественность. О Возникновение и исчезновение вещей есть результат соединения или разделения делимых до бесконечности частиц вещества. Анаксагор впервые ввел понятие о бесконечном множестве элементарных частиц. Анаксагор признавал, что хаос, может стать гармоническим целым — космосом. Для этого необходима внутренная качественная потребность, общая идея.

Анаксагора интересовала, прежде всего, проблема качественного превращения вещей (в результате превращения вещей появляются новые качества вещей). Другой проблемой, интересовавшей Анаксагора, была проблема выделения архэ1. В качестве архэ у него выступают семена вещей. С точки зрения Анаксагора, «семена вещей» – это мельчайшие, чувственно не воспринимаемые частицы огня, воды, земли, воздуха, золота, дерева, камня, железа, крови, и т.д. Аристотель позднее назвал эти семена подобночастными (другое название – гомеомерии2).

Эти семена всех вещей (гомеомерии) качественно разнородны; при этом каждая гомеомерия обладает всеми качествами соответствующего тела. Например, гомеомерия крови обладает всеми свойствами крови, гомеомерия золота – всеми свойствами золота. Количество гомеомерий бесконечно и они еще и бесконечно делимы – сколько бытие не дели, оно в небытие не переходит.

Земля является не большим первоначалом, чем золото, а вода - не большим первоначалом, чем кровь.

Глоссарий:

  1. Архэ (греч. ἀρχή — начало, принцип) в досократовскойдревнегреческой философии —первооснова, персвовещество, перволемент, из которого состоит мир.

  1. Гомеомерия - (др.-греч. homoioméreia от ὅμοιος, «подобный, схожий, равный» + μερίς, «часть, доля») — термин, введённый Аристотелем для обозначения понятия элементарного начала, мельчайшего элемента всякого качества (семени) в философии Анаксагора.

Парменид (Искоркина)