Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
Марксизм – это философская система, занимающая промежуточное положение между классической и не классической философии. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной природе человека. С другой стороны Маркс верил в то, что изменение социальных условий способно изменить природу человека превратив его в разумное существо (НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК), т.е. классическое понимание человека это идеал, нуждающийся в реализации. Маркс говорил: «Философы только объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его.
Исторические предпосылки возникновения марксизма.
1. промышленная революция в Европе.
Благодаря этой революции формируются два новых класса: буржуазия и пролетариат. Классическая капиталистическая страна в Европе – Англия.
2. Крушение феодальных отношений.
Марксизм возникает в период крупнейших в истории человечества революций.
3. первоначальное накопление капитала.
Это период дикого капитализма и сверхъэксплуатации.
Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс.
Основные идеи марксизма.
1. Материалистическое понимание истории.
«Прежде чем мыслить, любить, творить, человек должен есть, пить и одеваться, т.е. человек это не разумное, а экономическое существо, т.е. им движет не разум, а жадность».
2. Учение о классах и классовой борьбе.
По мнению Маркса вопрос о смысли жизни (зачем жить?) лишен для нормального человека всякого смысла. Основной вопрос человеческой жизни – это вопрос об образе жизни (как жить?). С точки зрения марксизма возможны два основных образа жизни:
1. жить можно за счет преобразования природы, за счет труда;
2. жить можно за счет эксплуатации.
Поскольку эксплуатация эффективнее труда во всех обществах эксплуататоры образовывают высший класс. Наряду с высшим классом формируется низший класс (эксплуатируемые) и средний класс (люди, живущие своим трудом). Классовое деление относительно.
3. Учение об общественно – экономических формациях.
Общественно – экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующийся определенным уровнем экономики и специфическим способом принуждения к труду. Маркс выделяет пять формаций:
1. первобытный строй. Уровень производительных сил крайне низок, поэтому это экономически не выгодно.
2. рабовладельческий строй. Основные классы: рабовладельцы и рабы. Принуждение к труду носит физический характер. Средний класс – свободные крестьяне. Рабство экономически не рентабельно, поскольку не предполагает сложного труда.
3. феодальный строй. Основные классы: феодалы и крестьяне. Средний класс - жители городов. Принуждение к труду носит характер соглашения. Данная форма эксплуатации также не эффективна, поскольку договорённости не соблюдаются.
4. капиталистический строй. Основные классы: буржуазия и пролетариат. Средний класс – это лица занятые в сфере услуг. Принуждение к труду носит здесь экономический характер. В условиях капитализма деньги возводятся в высшую степень, т.е. все продается и покупается. Что бы существовать, надо что-то продать. Возникают два типа жизни:
1. «товар – деньги – товар»
2. «деньги – товар – деньги»
Второй тип жизни характерен для капиталистов. Если человеку нечего продать, то в условиях капитализма он продает самого себя, превращаясь в пролетария.
Согласно Марксу развитие капиталистического общества приводит к размыванию среднего класса и абсолютному обнищанию большинства населения. Поляризация общества приводит к социальной революции и возникновению новой бесклассовой формации – коммунизма.
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.