Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
Принимая исходные положения атомистики Демокрита, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе. Руководимый этой мысль, Эпикур перерабатывает атомистическую теорию Демокрита. Если у Демокрита движение атома в пустоте вызывается механической внешней необходимостью, то Эпикур полагает, что это движение обусловлено внутренним свойством атома – его тяжестью, которая, таким образом, наряду с формой, положением и порядком становится важным объективным внутренним определением атома. С этой мыслью связано предположение Эпикура, что бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью. При движении атомы способны самопроизвольно отклоняться на небольшой угол по отношению к первоначальному – прямолинейному – пути движения и, таким образом, переходить с прямолинейных путей на криволинейные. Эта идея о самодвижении атома – оригинальный вклад Эпикура в развитие материализма. Наивно истолковывая отклонение атома, Эпикур полагал, что оно необходимое условие свободы человека.
Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, принижают достоинство человека. Для Эпикура критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание. Обоснованием учения о пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью.
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа.
Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аскетизмом образ жизни Эпикура, на которые не могла бросить тень даже резкая полемика, которую против учения Эпикура вели его противники.
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.