Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
Наука – специфическая духовная сфера познания т.е. сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Научное познание зародилось в недрах обыденного познания котоое складывалось в процессе повседневной жизнедеятельности людей на основе наблюдения и накопленного опыта многими поколениями.
Элементы научного знания появились еще в древних обществах. Возникновение науки относят к VI веку до н.э. Научное познание изначально ориентировпалось на критерии разума, поэтому по своему существу противоположено мифологии и религии. Знание становится научным тогда, когда оно достигает достаточно высокого уровня развития – порогу научности.
Основные отличии научного знания от обыденного:
у НАУКИ СВОЙ ОСОБЫЙ набор объектов познания;
наука ориентирована на познание сущности предметов и процессов, что не обязательно для обыденного;
научное познание требует выработки специальных языков науки;
наука вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования;
для научного познания характерно планомерность, системность, логическая организованность, обоснованность результата;
способов обоснования истинности знания;
Наука оформилась в 17 веке. В конце 19. начале 20 в ряде стран Европы возник новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Современная наука тесно взаимосвязана со всеми без исключения социальными институтами: экономика, политика, образование, здравоохранение. Наука превратилась в важнейший фактор, определяющий все сферы жизни общества. Наука это не только ученые с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, но и сложная система научных учреждений с их экспериментальным оборудованием и приборами, это так же и сумма достигнутых знаний, методов научного познания, понятийный и категориальный аппарат. Наука выступает в обществе:
Особая форма общественного сознания, позволяющая отразить природу, Общество и человеческое сознание в форме научных представлений и теоретических систем;
Отрасль духовного производства, продукцией которой являются понятие и теория;
Специфический социальный институт, с его системой организации учереждений и соответствующими им функциями;
На высоком уровне развития, как не посредственно производственная сила общества.
Наука – форма общественного сознания отражающая природный, социальный и внутренний мир человека, в понятиях, законах, теориях.
Особенностями науки являются использование специфических форм, способов и приемов познания, специфик языка, фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснений.
Всю систему научного знания можно разделить на три группы:
естественные
общественные
технические
Существуют прикладные и специализированные науки. Прикладные выходят на практику. В специализированных науках уровень формируется на базе обще теоретического знания и обобщения данных прикладных наук.
Выделяют три главных компонента оснований научной деятельности:
идеалы и нормы исследования
научная картина мира
философские основания науки
Среди идеалов и норм могут быть выделены: познавательные установки и социальные нормативы.
В системе философских оснований науки можно выделить две под системы:
онтологическую, представляемую такими категориями как: вещь, свойство, случайность, время, пространство.
эпистимологическую (гносеологическую) представляемую такими категориями характеризуют познавательные процедуры и их результаты: истина методы знания доказательство и тд
Существуют два уровня познания:
Эмпирический – исследование, наблюдение, эксперименты
Теоретический – индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и идеализация.
Анализ – мысленное расчленение целого объекта на составляющие его части и изучение этих частей.
Синтез – мысленное воссоединение целого из частей выделенных с помощью анализа и конструирование идеального образа.
Абстрагирование – представляющая собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение от других, фиксирование которых диктуется непосредственными целями и задачами исследования.
Идеализация – конструируются идеализованные объекты не имеющие аналогов в действительности.
Формы научного познания:
научный факт
научная проблема
гипотеза
теория
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.