Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
Теория познания Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бытие. ЗНАНИЕ объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективно закономерные связи реального мира. ПОЗНАНИЕ обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, исследуются условия достоверного знания, критерии его истинности, формы и уровни и т. д. Термин гносеология в современной литературе употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о знании вообще, независимо от его форм и видов; 2) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология учение о бытии и диалектика учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания является человек, постольку гносеология широко использует данные философской антропологии, социологии и других наук. Такая опора тем более необходима, потому что познавательный процесс всегда протекает в определенном социокультурном подтексте, и гносеология постепенно преобразуется в подлинное социально-гуманитарное исследование. При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, медицины.
В познавательном процессе, цель которого истина, достижение проходит через ряд ступеней: 1. Эмпиризм (основатели Беккон, Локк, Гобс). Такая философия - это методологическая ориентация познания, которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт, интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства, в результате чего они выступают образами этого мира. А в идеологическом эмпиризме - это достояние внутреннего мира человека, его ничем необусловленные переживания. 2. Рационализм - это идейно - теоретическая и методологическая ориентация, сторонники которой основным источником истинного знания и основой поведения людей признают разум, абсолютизируя его значение и недооценивая или игнорируя роль чувственного опыта и практической деятельности человека. Представители: Декард, Лейбниц, Спиноза (XVI век). 3. Иррационализм - это направление философской мысли, которое признает основой процесса познания и преобразования мира - внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция, вера, воля, ограничивая или отрицая возможности разума в этом процессе. 4. Сенсуализм - многообразная философская позиция, представители которой в полной мере признавали чувства единственным источником и фактором достижения истины всем ее содержанием и единственной существенной реальностью, абсолютизируя их значение, недооценивая или игнорируя другие познавательные особенности человека.
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.