Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
Впервые термин "Возрождение" появился у известного живописца и архитектора XVI века Джорджo Вазари . В книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" он характеризует словом "rinascita", что с итальянского переводится как "возрождение", состояние современного ему искусства [1]. Но широкое хождение в качестве названия целой эпохи французское слово "renessance" получило в начале XIX века.
Чаще всего выделяют классическое итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек, творческая мощь которого - основа для мотивов богоборчества. Сохраняя сходство со средневековьем в проблематике и риторике, Возрождение трансформирует фундаментальные представления о Боге, человеке, его душе. Гуманистический пафос этой эпохи служит преодолению средневекового теоцентризма. От теизма и тео-центризма философия Возрождения движется в сторону панентеизма.
Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, принято называть "гуманизмом". При этом поэт Петрарка и философ Фичино были священнослужителями, поэт Ариосто служил в военной администрации, автор знаменитого произведения "Государь" Макиавелли был чиновником коммуны. Но каждый из названных гуманистов прославился как раз тем, чем занимался на досуге, общаясь со своими единомышленниками из самых разных слоев итальянского общества.
Новый тип гуманистического общения уже не регламентирован сословными рамками. Люди низкого происхождения вступают в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. Иначе говоря, в культурном пространстве художественной мастерской рушатся сословные рамки. Именно так Возрождение закладывает основы для теории и практики гуманизма - начала европейской светской культуры современного типа.
Следует подчеркнуть, что самооценка первых европейских интеллигентов совпадала с внешней оценкой их роли в итальянской и мировой культуре. К XV веку большинство из них уже отличалось обостренным личным достоинством и огромным честолюбием. Выражалось это часто в парадоксальной форме. Так Микеланджело, разговаривая с римским папой, не снимал своей войлочной шляпы. Ему также приписывали жалобу на то, что папа ему иногда докучает и сердит его.
С появлением интеллигенции во Флоренции, Венеции, Падуе и других итальянских городах XIV-XV вв. заявляет о своем существовании активное и грамотное городское большинство. И как раз в античной культуре эти люди видят образец для подражания. Античной культуре подражают во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей. Выдающимися деятелями Возрождения античность воспринималась как далекая родина. Существуют свидетельства, что некоторые из них облачались в античные одеяния перед тем, как приступить к чтению классиков. Эти люди, как замечает исследователь феномена возрожденческой интеллигенции Л.М. Баткин, были талантливо помешаны на старине, превращая античность в стиль своей жизни и общения.
Сдвиг в представлениях о человеке как раз и произошел в эпоху Возрождения, когда творческая энергия индивида была впервые направлена вовнутрь, на самого себя и развитие своих творческих сил и способностей. Известно, что один из родоначальников культуры Возрождения Петрарка считал самым важным и увлекательным делом размышления о собственном "я". И это индивидуальное "я" как неповторимый внутренний мир человека, сопоставимый по своей значимости со вселенной, стал едва ли не главным открытием эпохи Возрождения. Отныне, пишет Баткин, жизнь и смерть человека потрясают не повторяемостью, а уникальностью. "Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но - единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить" [3].
Для средневекового миросозерцания был характерен идеал превосходства духа над телом, отсюда религиозная практика аскезы, умерщвления плоти и пр. Гуманистический идеал Возрождения связан с реабилитацией человеческой телесности. Причем реабилитация телесности в искусстве Возрождения порой принимает гипертрофированные, гротескные формы, что, в частности, выразилось в творчестве Боккаччо, Рубенса и Рабле. Но в своей адекватной и осознанной форме этот идеал означал гармоничное единство телесного и духовного, материального и идеального. Именно в таком виде идеал Возрождения нашел свое выражение у выдающихся художников Возрождения Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи.
Если средневековый человек проявляет свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно самоутверждается и самовыражается в земной жизни - в политике, искусстве, науке, философии и т.д. Не только в контексте хозяйственной и политической деятельности, но и в культурном пространстве художественных мастерских деятели Возрождения демонстрируют свою творческую мощь и разносторонность. Универсализм - это тоже один из идеалов Возрождения, одна из особенностей его гуманизма. Эта эпоха действительно породила много ярких и разносторонних личностей, подобных Леонардо да Винчи. Недаром эту эпоху называют эпохой титанов - богоборцев, претендующих на соперничество в творчестве с самим Создателем.
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.