Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
Философия Аристотеля.
Аристотель нигде не говорит, что логика является частью собственно философии. Он воспринимает ее, скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самостоятельного философского учения. Поэтому весьма возможно, что позднейшее понятие о логике как "орудии" (греч. "органон"), хотя сам Аристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлениям. Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики); первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).
Аристотелевская логика изучает: 1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения; 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении; 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной. Согласно Аристотелю, мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности. Наконец, к верным заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие.
Основные виды бытия и соответствующие им роды понятий перечислены в "Категориях" и "Топике". Всего их десять: 1) сущность, например, "человек" или "лошадь"; 2) количество, например, "в три метра длиной"; 3) качество, например, "белый" ; 4) отношение, например, "больше"; 5) место, например, "в Ликее", 6) время, например, "вчера"; 7) состояние, например, "ходьба"; 8) обладание, например, "быть вооруженным"; 9) действие, например, "рубить" или "жечь" и 10) претерпевание, например, "быть разрубаемым" или "быть сжигаемым". Впрочем, во Второй Аналитике и других произведениях "состояние" и "обладание" отсутствуют, и число категорий сокращается до восьми.
Вещи вне ума реально существуют именно как сущности, количества, качества, отношения и т.д. В перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с которыми необходимо связан в природе. Поэтому само по себе ни одно понятие не является истинным или ложным. Оно есть просто некий взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума. Истинными или ложными могут быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. Для связи или разделения двух категориальных понятий суждение использует логическую структуру субъекта и предиката. Если данные виды бытия действительно связаны или разделены именно таким образом, высказывание истинно, если же нет, оно ложно.
Дедукция, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Это возможно лишь благодаря обнаружению некоего среднего термина. Так, если нам известно, что Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен, используя средний термин "человек". Ум не успокаивается, пока не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. Поэтому цель всякой науки – приобретение такого необходимого знания.
Первый шаг – тщательное индуктивное исследование окружающих нас смутных объектов опыта и ясное понимание и определение интересующих нас видов бытия. Следующий шаг – обнаружение необходимых связей между этими сущностями. Заключительная стадия – дедукция новых истин. Если мы обнаруживаем лишь случайные связи, их, разумеется, также можно утверждать и подвергать процедуре дедуктивного вывода. Однако они дадут лишь вероятные заключения, ибо в таких заключениях будет не больше силы, чем в посылках, из которых они выведены. В основе науки – обнаружение очевидных, не нуждающихся в доказательстве посылок.
- Вопрос 1. Философия, ее предмет и функции. Взаимосвязь философии и частных наук.
- Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Вопрос 3. Мифология и философия. Специфика философского знания.
- Вопрос 4. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе.
- Вопрос 5. Объективный идеализм Платона. Теория идей.
- Вопрос 6. Античная атомистическая философия.
- Вопрос 7. Философское учение Аристотеля.
- Вопрос 8. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии.
- Вопрос 9. Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
- Вопрос 10. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
- Вопрос 11. Материализм и эмпиризм ф. Бэкона.
- Вопрос 12. Рационализм р. Декарта. «Рассуждение о методе».
- Вопрос 13. Т.Гоббс и д.Локк о гос-ве и естественных правах человека.
- Вопрос 14. Основные идеи философии просвещения 18в.
- Вопрос 15. Этическое учение и.Канта.
- Вопрос 16. Объективный идеализм г.Гегеля.
- Вопрос 17. Антропологический материализм л.Фейербаха.
- Вопрос 18. Формирование и основные проблемы философии марксизма.
- Вопрос 19. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
- Вопрос 21. Философия русского космизма.
- Вопрос 22. Основные черты философии экзистенциализма.
- Вопрос 24. Философские проблемы бытия и их соотношение.
- Вопрос 25. Понятие материи. Основные формы и свойства материи.
- Вопрос 26. Философское и естественнонаучное представление о материи.
- Вопрос 27. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное.
- Вопрос 28. Общественное сознание: понятие, структура, закономерности развития.
- Вопрос 29. Понятие эстетического. Его связь с духовным опытом человека.
- Вопрос 30. Познание как взаимодействие 2 систем – субъекта и объекта. Основные концепции познания. Социокультурная природа познания.
- Вопрос 31. Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
- Вопрос 32. Знак, его природа и роль в информационной деятельности.
- Вопрос 33. Специфика и формы рационального познания. Рассудок и разум.
- Вопрос 34.Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
- Вопрос 35. Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и ненаучное.
- Вопрос 36. Истина: понятие и концепция. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь.
- Вопрос 37. Понятие диалектики, ее основные принципы. Диалектика и метафизика.
- Вопрос 38. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития.
- Вопрос 39. Понятие общества. Специфика социального познания.
- Вопрос 40. Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
- Вопрос 41. Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
- Вопрос 42. Универсальные ценности и особенности ценностного сознания.
- Вопрос 43. Материально-производственная сфера общества, ее структура. Собственность как основа экономической сферы бытия.
- Вопрос 44. Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
- 1) Загрязнение литосферы.
- 2) Загрязнение гидросферы.
- 3) Загрязнение атмосферы.
- 4)Уменьшение биологического разнообразия.
- Вопрос 45. Общество и глобальные проблемы XX века.
- Вопрос 46. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
- Вопрос 47. Культура и цивилизация. Культура как предмет философского рассмотрения
- Вопрос 48. Философское понятие культуры, ее социальные функции. Общечеловеческое, национальное и социальное в культуре.