Примеры: «студент» (s) и «спортсмен» (p); «роман» (s) и «поэма» (p). Схематически:
Виды несовместимости понятий. Их также три:
1) Противоречие. Понятия S и P находятся в отношении противоречия, если выполняются следующие условия:
Никакой элемент объема понятия S не входит в объем понятия P;
Никакой элемент понятия P не входит в объем понятия S;
Объемы понятий S и P исчерпывают объем родового по отношению к ним понятия Q.
Примеры: «трезвый человек» (S) и «нетрезвый человек»(P), «проволочная связь»(S) и «беспроволочная связь»(P), «инфекционное заболевание»(S) и «неинфекционное заболевание» (P). Схематически:
2) Противоположность. Понятия S и P находятся в отношении противоположности, если выполняются следующие условия:
Никакой элемент объема понятия S не входит в объем понятия P
Никакой элемент понятия P не входит в объем понятия S;
Видовые отличия понятий S и P таковы, что они характеризуют крайние степени какого-либо признака родового понятия Q.
Примеры: «мизантроп»( S) и «филантроп» (Р), «студент-отличник»(S) и «студент-двоечник»(P), «старик»(S) и «ребенок»(P). Схематически:
Противоположность понятий S и P на схеме представлена тем, что их объемы расположены на разных «полюсах» круга, символизирующего объем родового понятия, причем объемы понятий S и P не «покрывают» всего объема понятия Q.
3) Соподчинение. Понятия S и P находятся в отношении соподчинения, если они не являются ни противоречащими, ни противоположными, находясь в то же время в подчинении у одного и того же родового понятия Q.
Примеры: «дерево»(S) и «трава»(P)подчиняются понятию «растение»; «судья» (S) и «нотариус»(P) подчиняются понятию «юрист». Схематически:
*Для правильного решения вопросов об отношении понятий иногда полезно уточнить их содержание по словарю (или энциклопедии) той области знаний, из которых взяты данные понятия.
- Тема 1. Предмет и значение логики
- 1.1. Логика и мышление
- 1.2. Основные логические законы и принципы мышления
- 1.3. Язык и действительность
- 1.4. Значение и смысл языковых выражений
- 1.5. Логические типы (категории) языковых выражений
- 1.6. Из истории логики
- Тема 2. Понятие
- 2.1. Понятие как форма мысли
- 2.2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- 2.3. Виды понятий
- 2.4. Логические отношения между понятиями
- Примеры: «студент» (s) и «спортсмен» (p); «роман» (s) и «поэма» (p). Схематически:
- Тема 3. Суждение
- 3.1. Суждение как форма мысли
- 3.2. Общая структура и виды простых суждений
- 3.3. Логические отношения между категорическими суждениями
- 3.4 Логическая форма и виды сложных суждений