1.4. Значение и смысл языковых выражений
Из самого определения знака уже ясно, что основной характеристикой его является указание на то, представителем чего именно он выступает. Это - значение знака.
Значением словесных знаков могут быть объекты в широком смысле слова – все, что может быть как-то названо, о чем что-либо утверждается или отрицается. Следует обратить внимание на то, что в качестве значений выступают, прежде всего, объекты внеязыковой действительности – природной и социальной. Вместе с тем явно не лишены значений такие слова или словосочетания, которые хотя и обозначают нечто несуществующее в действительности, но используются в научном обиходе для определенных целей («меридиан», «вектор», «числа», «абсолютно упругая жидкость» и т.д.)
Говоря о действительности (реальной действительности), мы фактически всегда имеем в виду некоторый временной фрагмент, срез, период, а иногда даже пространствено-временной фрагмент реального мира. Это нередко выражается и явным образом, когда говорят «Древний мир», «Мир Нового времени» и т.д. Тогда про указанные термины можно сказать, что они имеют значение в таких-то и таких-то временных фрагментах действительности. Подобным же образом обстоит дело и с высказываниями, в которых они употребляются.
Другой существенной характеристикой словесного знака является его смысл. Смысл языкового выражения – это связанная с ним информация, которая позволяет мысленно выделить представляемый им объект среди других объектов. Например, смысл слова «Луна» - в обычном его употреблении – составляет такая ее характеристика как «естественный спутник Земли»; смысл слова «глагол» - «слово, обозначающее действие»; смысл слова «кража»- «тайное хищение чужого имущества» и т.п.
Отметим, что для одного и того же объекта (или множества объектов) возможны различные выделяющие характеристики. Это значит, что два различных выражения могут иметь различные смыслы, но одно и то же значение, например, «равноугольный треугольник»- «равносторонний треугольник». Слова или словосочетания с одним и тем же значением называют равнозначными. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько значений и, следовательно, выражать разные понятия (смыслы). Такое явление называют многозначностью. Многозначность слов неуместна в научном и профессиональном общении.
Смысл представляет собой связующее звено между словом и обозначаемым им объектом. Придание смысла некоторому языковому выражению является важным логическим способом введения новых терминов в язык и уточнения предметных значений уже имеющихся в нем слов.
Говоря о смысле, мы будем иметь в виду прямой, (лексический) смысл слов и словосочетаний, в отличие, например, от косвенного, переносного («белое золото», «черное золото», «летит на крыльях любви» и др. метафорические выражения, указывающие лишь на определенное сходство одних предметов, процессов, явлений с другими). Прямой смысл надо отличать также от так называемого «буквального» или этимологического смысла («география» буквально означает описание Земли, «врать» буквально означает «говорить», «разговаривать» и т.д.).
Относительно смысла и значения в логике принято утверждение: «Значение знака есть функция его смысла». Этим подчеркивается особая роль смысла: он однозначно указывает на объект, обозначаемый знаком, мысленно выделяя его из множества других.
Ясно, что и общество, и каждый отдельный человек должны иметь (и имеют) определенный запас слов, которые соотнесены с их значениями непосредственно, т.е. без посредства смысла. Отношение этих знаков к объектам возникает стихийно, в процессе общения людей, в их совместной практической деятельности, и, по-видимому, имеет рефлекторный характер. Здесь мы имеем интуитивное употребление слов как знаков.
- Тема 1. Предмет и значение логики
- 1.1. Логика и мышление
- 1.2. Основные логические законы и принципы мышления
- 1.3. Язык и действительность
- 1.4. Значение и смысл языковых выражений
- 1.5. Логические типы (категории) языковых выражений
- 1.6. Из истории логики
- Тема 2. Понятие
- 2.1. Понятие как форма мысли
- 2.2. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий
- 2.3. Виды понятий
- 2.4. Логические отношения между понятиями
- Примеры: «студент» (s) и «спортсмен» (p); «роман» (s) и «поэма» (p). Схематически:
- Тема 3. Суждение
- 3.1. Суждение как форма мысли
- 3.2. Общая структура и виды простых суждений
- 3.3. Логические отношения между категорическими суждениями
- 3.4 Логическая форма и виды сложных суждений