Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы
1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.
3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.
4. после 1922 года - философия русского зарубежья.
Повышенный интерес к русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. породил уже целую исследовательскую традицию в комментировании, характеристике и критике сочинений этого периода. Это время известно как время целой плеяды философов – С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.Г.Шпет, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и другие. Рассмотрим творчество лишь некоторых из них.
В конце XIX – начале XX века обозначился подъем русской культуры. Поэтому он и получил название "серебряного века". Активизировались различные философские направления, появились новые философские общества в Москве и Санкт-Петербурге. Причем русская идеалистическая философия была очень неоднородным явлением и содержала напряженное противостояние различных направлений, центров. Например, организационной основой деятельности Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. было московское книгоиздательство "Путь", где царило откровенно православное умонастроение. В Петербурге вокруг издательства "Логос" объединялись философы, разделяющие неокантианские взгляды и светскую религиозность. Между этими двумя центрами существовала определенная напряженность и даже враждебность. Проблематика исследований философов этого периода сформировалась под влиянием традиционных мотивов русской философии, актуальных запросов общественной жизни и определялась следующими основными направлениями:
-
нравственные устои общества и человека,
-
смысл и цель жизни,
-
история русской культуры и философии.
Материализм в русской философии середины XIX в.
В 40-е г. XIX в. материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего трудами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своём духовном развитии прошёл сложный путь исканий - от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха.
Русское почвенничество - Прямым продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).
Русский консерватизм - Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова "Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновывалась Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России.
Русский космизм - Русский космизм есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский. Все они являются незаурядными учёными, гордостью нашего отечества.
Философия всеединства Владимира Соловьёва - Владимир Соловьёв (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О размахе и разносторонности интересов Соловьёва можно судить по многочисленным его произведениям.
Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах: диссертации "Кризис западной философии" и докторской диссертации "Критика отвлечённых начал". Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в "Философских началах цельного знания", а также в работе "Первое начало творческой философии".
Философия и наука (по Соловьеву имеют свою ценность в единстве, с религиозной верой: знание а реальном мире даётся наукой, об идеальном мире - философией, о Боге - только верой. Цельное знание, у Соловьёва, выступает как синтез науки, философии и веры.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) в студенческие годы увлекся марксизмом, критиковал народников. За пропаганду социалистических идей был исключен из университета, арестован и направлен в ссылку в Вологду. Уже на ранней стадии изучения марксизма относился к нему с известной долей скептицизма, а затем стал его непримеримым критиком. В своей первой книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" Бердяев критикует марксизм за его односторонность, бездуховность и сухость материалистической доктрины. Марксизм пригоден как социологическая теория, но не состоятелен как философия истории, ибо не может дать человечеству путеводный идеал исторического развития, не в состоянии осветить историю внутренним огнем, придать смысл жизни.
В предвоенные годы Бердяев сближается с участниками религиозно-философских собраний Мережковским, Розановым, Гиппиус и переходит на позиции богоискательства и осмысления нового христианства. Стремится выработать "новое христианское сознание", расчистить путь культуре. В этот период продолжается критика марксизма. В своей статье в сборнике "Вехи" Бердяев утверждал, что марксизм не уделяет должного внимания отдельному человеку, не подчеркивает приоритет личности перед социальными факторами. Забвение личности и приводит марксизм к "демонизму", эрозии гуманизма. Бердяев по праву считается одним из основоположников экзистенционализма – главного философского течения XX века. Являлся сторонником христианского социализма, выступал за многообразие форм собственности и недопущения эксплуатации человека человеком.
Став профессором в 1918 году, основывает Вольную академию духовной культуры. Главная цель – пропаганда христианской любви к ближнему, духовное воспитание и совершенствование молодого поколения. Выступал за плюрализм взглядов и политических систем, ибо "монизм всегда ведет к тирании и угнетению человеческой личности". Главные произведения: "Судьба России", "Смысл истории", "Философия свободы", "Смысл творчества", "Истоки и смысл русского коммунизма".
- Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
- Философская проблема бытия и её смысл.
- Определите понятие "сциентизм".
- Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель).
- Проблема бытия в истории философии.
- Определите понятие «гносеология».
- Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе.
- Онтологические корни бытия и его свойства.
- Определите понятие "иррационализм".
- История философии – как необходимая составная часть философии.
- Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.
- Определите понятие "скептицизм".
- Периодизация истории философии.
- Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.
- Определите понятие "догматизм".
- Особенности философии Древнего Китая.
- Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.
- Определите понятие "идеализм".
- Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.
- Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира.
- Определите понятие "метафизика".
- Особенности древнеиндийской философии.
- Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация.
- Определите понятие "антропоцентризм".
- Основные религиозно-философские школы Древней Индии.
- Проблема человека в науке.
- Определите понятие "материализм".
- Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы.
- Основные принципы понимания человека в философии.
- Определите понятие "диалектика".
- Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды.
- Концепция антропосоциогенеза.
- Определите понятие «индукция».
- Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы).
- Экзистенциальная концепция человека.
- Определите понятие «дедукция».
- Особенности средневековой философии: патристика и схоластика.
- Периодичность развития науки.
- Определите понятие «гуманизм».
- Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
- Этапы эволюций современной картины мира.
- Определите понятие «антропологический гуманизм».
- Особенности эпохи Возрождения.
- Философия о ритме исторического процесса.
- Определите понятие «теология».
- Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.
- Философия о смысле исторического процесса.
- Определите понятие "онтология".
- Философия Нового Времени – особенности периода.
- Исторический прогресс и регресс.
- Определите понятие "агностицизм".
- Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
- Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства.
- Определите понятие "сенсуализм".
- Философия эпохи Просвещения.
- Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке.
- Определите понятие "номинализм".
- Немецкая классическая философия.
- Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека.
- Определите понятие "детерминизм".
- Русская философия: периодизация и основные проблемы.
- Личная биография во всеобщей истории.
- Определите понятие «плюрализм».
- Проблемы русской философии XIX века в творчестве п.Я.Чаадаева.
- Вопрос о смысле человеческого существования в философии.
- Определите понятие «философия».
- Проблемы будущности России в творчестве к.Н.Леонтьева.
- Человек как космопланетный феномен.
- Определите понятие «рационализм».
- Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
- Основные проблемы современного информационно-технического общества.
- Определите понятие «секуляризация».
- Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Определите понятие «субстанция».
- Русская философия и её отношение к философской категории «бытия».
- Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития.
- Определите понятие «деизм».
- Оглавление