Этапы эволюций современной картины мира.
Современная естественно-научная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания. В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1). Таблица 1 Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира
Этап истории | Научная картина мира |
4000 лет до н.э. | Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря. |
Предсказание солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями. | |
3000 лет до н.э. | Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне. |
2000 лет до н.э. | Первые представления о единой естественно-научной картине мира в античный период. |
VIII в. до н.э. | Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей. |
VII в. до н.э. | Создание математической программы Пифагора-Платона. |
VI в. до н.э. | Атомистическая физическая программа Демокрита-Эпикура. |
V в. до н.э. | Континуалистическая физическая программа Анаксагора-Аристотеля. |
II в. до н.э. | Изложение геоцентрической системы мира К. Птолемеем в сочинении "Альмагест". |
1543 г. | Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н. Коперника. |
XVII в. | Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Келлера и И. Ньютона. |
XIX в. | Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М. Фарадея и Д. Максвелла. |
XX в. | Становление современной естественно-научной картины мира. |
Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.
В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.
- Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
- Философская проблема бытия и её смысл.
- Определите понятие "сциентизм".
- Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель).
- Проблема бытия в истории философии.
- Определите понятие «гносеология».
- Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе.
- Онтологические корни бытия и его свойства.
- Определите понятие "иррационализм".
- История философии – как необходимая составная часть философии.
- Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.
- Определите понятие "скептицизм".
- Периодизация истории философии.
- Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.
- Определите понятие "догматизм".
- Особенности философии Древнего Китая.
- Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.
- Определите понятие "идеализм".
- Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.
- Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира.
- Определите понятие "метафизика".
- Особенности древнеиндийской философии.
- Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация.
- Определите понятие "антропоцентризм".
- Основные религиозно-философские школы Древней Индии.
- Проблема человека в науке.
- Определите понятие "материализм".
- Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы.
- Основные принципы понимания человека в философии.
- Определите понятие "диалектика".
- Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды.
- Концепция антропосоциогенеза.
- Определите понятие «индукция».
- Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы).
- Экзистенциальная концепция человека.
- Определите понятие «дедукция».
- Особенности средневековой философии: патристика и схоластика.
- Периодичность развития науки.
- Определите понятие «гуманизм».
- Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
- Этапы эволюций современной картины мира.
- Определите понятие «антропологический гуманизм».
- Особенности эпохи Возрождения.
- Философия о ритме исторического процесса.
- Определите понятие «теология».
- Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.
- Философия о смысле исторического процесса.
- Определите понятие "онтология".
- Философия Нового Времени – особенности периода.
- Исторический прогресс и регресс.
- Определите понятие "агностицизм".
- Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
- Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства.
- Определите понятие "сенсуализм".
- Философия эпохи Просвещения.
- Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке.
- Определите понятие "номинализм".
- Немецкая классическая философия.
- Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека.
- Определите понятие "детерминизм".
- Русская философия: периодизация и основные проблемы.
- Личная биография во всеобщей истории.
- Определите понятие «плюрализм».
- Проблемы русской философии XIX века в творчестве п.Я.Чаадаева.
- Вопрос о смысле человеческого существования в философии.
- Определите понятие «философия».
- Проблемы будущности России в творчестве к.Н.Леонтьева.
- Человек как космопланетный феномен.
- Определите понятие «рационализм».
- Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
- Основные проблемы современного информационно-технического общества.
- Определите понятие «секуляризация».
- Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Определите понятие «субстанция».
- Русская философия и её отношение к философской категории «бытия».
- Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития.
- Определите понятие «деизм».
- Оглавление