Философия эпохи Просвещения.
XVII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).
Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.
Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);
• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;
• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
-
Содержание
- Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
- Философская проблема бытия и её смысл.
- Определите понятие "сциентизм".
- Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель).
- Проблема бытия в истории философии.
- Определите понятие «гносеология».
- Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе.
- Онтологические корни бытия и его свойства.
- Определите понятие "иррационализм".
- История философии – как необходимая составная часть философии.
- Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.
- Определите понятие "скептицизм".
- Периодизация истории философии.
- Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.
- Определите понятие "догматизм".
- Особенности философии Древнего Китая.
- Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.
- Определите понятие "идеализм".
- Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.
- Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира.
- Определите понятие "метафизика".
- Особенности древнеиндийской философии.
- Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация.
- Определите понятие "антропоцентризм".
- Основные религиозно-философские школы Древней Индии.
- Проблема человека в науке.
- Определите понятие "материализм".
- Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы.
- Основные принципы понимания человека в философии.
- Определите понятие "диалектика".
- Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды.
- Концепция антропосоциогенеза.
- Определите понятие «индукция».
- Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы).
- Экзистенциальная концепция человека.
- Определите понятие «дедукция».
- Особенности средневековой философии: патристика и схоластика.
- Периодичность развития науки.
- Определите понятие «гуманизм».
- Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
- Этапы эволюций современной картины мира.
- Определите понятие «антропологический гуманизм».
- Особенности эпохи Возрождения.
- Философия о ритме исторического процесса.
- Определите понятие «теология».
- Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.
- Философия о смысле исторического процесса.
- Определите понятие "онтология".
- Философия Нового Времени – особенности периода.
- Исторический прогресс и регресс.
- Определите понятие "агностицизм".
- Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
- Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства.
- Определите понятие "сенсуализм".
- Философия эпохи Просвещения.
- Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке.
- Определите понятие "номинализм".
- Немецкая классическая философия.
- Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека.
- Определите понятие "детерминизм".
- Русская философия: периодизация и основные проблемы.
- Личная биография во всеобщей истории.
- Определите понятие «плюрализм».
- Проблемы русской философии XIX века в творчестве п.Я.Чаадаева.
- Вопрос о смысле человеческого существования в философии.
- Определите понятие «философия».
- Проблемы будущности России в творчестве к.Н.Леонтьева.
- Человек как космопланетный феномен.
- Определите понятие «рационализм».
- Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
- Основные проблемы современного информационно-технического общества.
- Определите понятие «секуляризация».
- Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Определите понятие «субстанция».
- Русская философия и её отношение к философской категории «бытия».
- Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития.
- Определите понятие «деизм».
- Оглавление