Онтологические корни бытия и его свойства.
Термин «онтология» хотя и употребляется в философии только с XVII в., но имеет греческие корни («ontos» — сущее, «logos» — слово, учение) и означает учение о сущем. Онтологии принадлежит особое место в философии. Две с половиной тысячи лет активных философских поисков отсортировали, выделили в системе философского знания, помимо онтологии, и такие его составные части, как гносеология, аксиология, социальная философия, этика, эстетика, логика и другие разделы, имеющие важное философское содержание. Однако все они, так или иначе, имеют своим основанием онтологию, которая в свою очередь составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание и интерпретации других, не входящих в онтологию философских и мировоззренческих проблем.
В ряду многочисленных философских категорий, составляющих категориальный аппарат большинства философских систем, категория «бытие» неизменно занимает центральное место. Она по праву считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как выражает самую главную, сущностную характеристику любого предмета, явления, события и т.п., а именно — их способность быть, прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать и т.п.
Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки, возникновения которых, восходят к началу первого тысячелетия до н.э. Так, в Ведах (первых памятниках древнеиндийской мысли) и религиозно-философских комментариях к ним — Упанишадах — содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала — огонь, воздух, вода, свет, пространство, время. Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, где Солнце ночью, куда деваются звезды днем и т.п., и отразили эти представления в древнейшей книге, которая известна человечеству, — Ригведах.
Философия Древнего Китая была ориентирована, прежде всего, на социальные проблемы, и потому в ней большое внимание уделялось бытию человека, а также общественному бытию. В значительно меньшей степени, но все же проявлялся интерес и к первоосновам природы, что нашло отражение в учении о пяти стихиях (вода, земля, дерево, металл, огонь), из которых состоит все многообразие вещей и явлений. Несколько позже в «Книге перемен» называется уже восемь таких первооснов, образующих все многообразие действительности.
Именно космогонические мифы, повествовавшие о происхождении богов, их жизни, делах, противоборстве и отразившие, таким образом, представления древнейших людей в возникновении и эволюции мира послужили основой, первоисточником греческой философии, которая зарождалась и развивалась вплоть до Сократа, прежде всего как философия природы. В пользу этого говорит и то, что ранние греческие философы традиционно называли свои произведения «О природе», а их самих зачастую именуют натуралистами, «физиками».
С момента зарождения древнегреческой философии они искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее, то, как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое всем управляет, — «апейрон».
Итак, в досократический период древнегреческой философии онтология получает значительное развитие: практически все наиболее яркие философы того времени прямо или косвенно рассматривали проблему бытия, соотнося ее, как правило, с вечным и совершенным космосом, «единой природой», т.е. отождествляли бытие с предметно-чувственным миром. Например, Эмпедокл (484—421 г. до н.э.) хотя непосредственно и не употреблял термин «бытие», но, говоря о «четырех корнях всех вещей» (огонь, воздух, вода и земля), приписывал миру (космосу) яйцевидную форму и рассуждал о происхождении жизни из влажного и теплого ила. Демокрит и Левкипп, говоря об атомах как о неком веществе, отождествляли их с «полным» или «твердым» бытием в противовес «пустоте» — небытию, которое, кстати, также полагали существующим.
В дальнейшем в истории философии мы находим множество различных подходов к пониманию бытия, но так или иначе все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о сущем. При этом обнаруживается весьма широкий разброс мнений.
Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории, как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая), «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я» (Фихте), «объективно развивающаяся идея» (Гегель) и т.п. Для Шопенгауэра субстанция-материя, для Юма – фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное.
XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии в качестве псевдопроблемы, полагая, что прежняя онтология есть предмет частных наук, но не философии.
Глагол «быть», который составляет основу перечисленных выше и близких ему по значению глаголов, во многих языках мира, помимо собственного непосредственного значения, активно употребляется и как вспомогательный, намного превосходя по частоте употребления все остальные глаголы. Объяснение данному факту следует искать в природе человеческого мышления, логика и законы которого не зависят от языковой формы изложения мысли, но обязательно должны опираться на нечто, что можно было бы помыслить (хотя бы в принципе), что выступало бы как нечто универсальное и неизменное и потому могло бы служить отправной точкой всякого рассуждения. Именно этот факт су-ществования (или не существования) того, на что направлена мысль, и от-ражается в первых же фразах любого языка поистине универсальным гла-голом (и его модификациями): «быть», «есть» — в русском языке, «is» — в английском, «its» — в немецком и т.д.
Таким образом, специфика категорий «бытие» и «небытие», их уникальность и универсальное значение состоят в том, что в различных языках, где определяется их философский смысл, они являются отглагольными понятиями, т.е. образованы от глагола «быть» (или его отрицания) и указывают на наличие или отсутствие чего бы то ни было, а не на само «что-то», например, стол есть, дождя нет, белизна есть, отражения нет, сознание есть, идеи нет, здоровье есть, счастья нет и т.д., и т.п. способность, существовать, которой обладает любая реальность.
Бытие вещей и процессов неживой природы — это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.п.). Собственно, это вся первая (естественная) и вторая (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни.
-
Бытие живой природы включает в себя два уровня: Первый уровень представлен живыми неодухотворенными телами, т.е. всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты).
-
Второй — это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное (социальное) бытие; в) бытие идеального (духовного).
Перечисленные выше различные формы бытия полностью включают в себя все то, что сегодня известно науке достоверно, что может быть предметом наблюдения, исследования, анализа, контроля и т.п.
- Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
- Философская проблема бытия и её смысл.
- Определите понятие "сциентизм".
- Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель).
- Проблема бытия в истории философии.
- Определите понятие «гносеология».
- Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе.
- Онтологические корни бытия и его свойства.
- Определите понятие "иррационализм".
- История философии – как необходимая составная часть философии.
- Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.
- Определите понятие "скептицизм".
- Периодизация истории философии.
- Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.
- Определите понятие "догматизм".
- Особенности философии Древнего Китая.
- Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.
- Определите понятие "идеализм".
- Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.
- Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира.
- Определите понятие "метафизика".
- Особенности древнеиндийской философии.
- Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация.
- Определите понятие "антропоцентризм".
- Основные религиозно-философские школы Древней Индии.
- Проблема человека в науке.
- Определите понятие "материализм".
- Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы.
- Основные принципы понимания человека в философии.
- Определите понятие "диалектика".
- Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды.
- Концепция антропосоциогенеза.
- Определите понятие «индукция».
- Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы).
- Экзистенциальная концепция человека.
- Определите понятие «дедукция».
- Особенности средневековой философии: патристика и схоластика.
- Периодичность развития науки.
- Определите понятие «гуманизм».
- Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
- Этапы эволюций современной картины мира.
- Определите понятие «антропологический гуманизм».
- Особенности эпохи Возрождения.
- Философия о ритме исторического процесса.
- Определите понятие «теология».
- Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.
- Философия о смысле исторического процесса.
- Определите понятие "онтология".
- Философия Нового Времени – особенности периода.
- Исторический прогресс и регресс.
- Определите понятие "агностицизм".
- Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
- Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства.
- Определите понятие "сенсуализм".
- Философия эпохи Просвещения.
- Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке.
- Определите понятие "номинализм".
- Немецкая классическая философия.
- Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека.
- Определите понятие "детерминизм".
- Русская философия: периодизация и основные проблемы.
- Личная биография во всеобщей истории.
- Определите понятие «плюрализм».
- Проблемы русской философии XIX века в творчестве п.Я.Чаадаева.
- Вопрос о смысле человеческого существования в философии.
- Определите понятие «философия».
- Проблемы будущности России в творчестве к.Н.Леонтьева.
- Человек как космопланетный феномен.
- Определите понятие «рационализм».
- Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
- Основные проблемы современного информационно-технического общества.
- Определите понятие «секуляризация».
- Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Определите понятие «субстанция».
- Русская философия и её отношение к философской категории «бытия».
- Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития.
- Определите понятие «деизм».
- Оглавление