Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
В эпоху средневековья функция философии в основном заключалась в рациональном доказательстве истин религии. Это свелось на практике к приспособлению ее к христианству. Самостоятельной формой общественного сознания философия становится в эпоху Возрождения.
Возрождение сняло греховность телесного мира и восстановило его в правах действительного объекта познания. Таким он впервые выступил в исследованиях Г.Галилея, которого по праву признают творцом современного естествознания. Он первым выразил стремление Нового времени к объективной, независимой от человека истине.
Галилей фактически свел природу к независимому от человека механизму, действующему по математическим закономерностям, поиск которых объявлялся задачей науки. У Галилея уже наметилось резкое противопоставление субъективного и объективного, которое характерно для новой философии; объективное понималось им как истинное, настоящее, субъективное – как искажение.
Возникновение новой европейской философии обычно связывают с Бэконом и Декартом. Они частично отбросили, частично преобразовали философскую традицию, идущую от греков, приспособив ее к потребностям новых общественных отношений.
Проблема субъекта и объекта в буржуазной философии Нового времени характеризуется возникновением гносеологической антиномии субъекта и объекта как противоположности материального и идеального. Так, Декарт, резко вычленив духовную субстанцию (мыслящую вещь), вполне последовательно противопоставил ей косную, бездушную материю. "Чистому разуму" у него противостояла "чистая" вещественность, материальность. Чистая природа как объект может быть адекватно познана только очищенным от искажений субъектом – "чистым разумом". Поиск чистого разума, чистого сознания, разума как творческой субстанции пронизывал всю философию Нового времени. Абсолютизировав противоположности материального и идеального (соответственно объективного и субъективного), философия вынуждена была искать теоретические пути их соединения.
Резкое противопоставление субъекта и объекта в философии Нового времени привело к тому, что противоположность субъективного и объективного в "снятом" виде содержится как на стороне субъекта, так и на стороне объекта. Признание в качестве субъекта познания отдельного индивида, его познавательных способностей поставило философию Нового времени перед проблемой согласования всеобщих и необходимых идей и индивидуального единичного опыта. Идеи, идеальное, по мнению Декарта, не существуют вне сознания субъекта и должны быть рассмотрены в качестве объектов особого рода. Итак, на стороне субъекта противоположность субъективного и объективного приняла форму соотношения познавательной способности и идей. На стороне объекта противоположность субъективного и объективного проявилась как противоположность первичных и вторичных качеств, выступив позже (в философии Канта) как противоположность вещи в себе и вещи для нас.
Противопоставив субъективное и объективное, материальное и идеальное, философия Нового времени столкнулась с проблемой существования мира. Возможность сомнения в существовании мира вне сознания заложена в исходных посылках новой философии, в противопоставлении материального и идеального как отдельных субстанций, сфер бытия. Главная задача, стоявшая перед философией Нового времени, – объяснить, как возможна наука в качестве устойчивой системы истин, общеобязательного знания. Наука к этому времени уже зарекомендовала себя действенным средством преобразования мира. Но ее развитию препятствовала, с одной стороны, схоластика, а с другой – разного рода лженауки (алхимия и т.п.). Поэтому проблемы метода, научного знания занимали умы всех философов Нового времени.
Философы-рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц исходили главным образом из математического знания. Они стремились осмыслить природу теоретического знания. Общеобязательный характер его они пытались объяснить на основании одинаковости разума у всех людей. Разуму присущи определенные (априорные) идеи, вечные истины, основоположения логики, математики, метафизики. Именно они гарантируют общезначимый характер научного знания.
Эмпирики основывались на опытном естествознании. Ту же задачу – объяснение природы научных истин – они решали исходя из чувственного опыта. Опыт объявлялся одинаковым у всех людей. Поэтому он должен гарантировать истинность научного знания. Разум сводился к комбинации исходных чувственных данных.
Таким образом, и эмпирики, и рационалисты исходили из существования у индивида некоторых познавательных способностей, только первые акцентировали внимание на способностях человеческих чувств, а вторые – на способностях мышления.
- Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.
- Философская проблема бытия и её смысл.
- Определите понятие "сциентизм".
- Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель).
- Проблема бытия в истории философии.
- Определите понятие «гносеология».
- Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе.
- Онтологические корни бытия и его свойства.
- Определите понятие "иррационализм".
- История философии – как необходимая составная часть философии.
- Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.
- Определите понятие "скептицизм".
- Периодизация истории философии.
- Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.
- Определите понятие "догматизм".
- Особенности философии Древнего Китая.
- Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.
- Определите понятие "идеализм".
- Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм.
- Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира.
- Определите понятие "метафизика".
- Особенности древнеиндийской философии.
- Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация.
- Определите понятие "антропоцентризм".
- Основные религиозно-философские школы Древней Индии.
- Проблема человека в науке.
- Определите понятие "материализм".
- Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы.
- Основные принципы понимания человека в философии.
- Определите понятие "диалектика".
- Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды.
- Концепция антропосоциогенеза.
- Определите понятие «индукция».
- Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы).
- Экзистенциальная концепция человека.
- Определите понятие «дедукция».
- Особенности средневековой философии: патристика и схоластика.
- Периодичность развития науки.
- Определите понятие «гуманизм».
- Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.
- Этапы эволюций современной картины мира.
- Определите понятие «антропологический гуманизм».
- Особенности эпохи Возрождения.
- Философия о ритме исторического процесса.
- Определите понятие «теология».
- Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.
- Философия о смысле исторического процесса.
- Определите понятие "онтология".
- Философия Нового Времени – особенности периода.
- Исторический прогресс и регресс.
- Определите понятие "агностицизм".
- Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты.
- Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства.
- Определите понятие "сенсуализм".
- Философия эпохи Просвещения.
- Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке.
- Определите понятие "номинализм".
- Немецкая классическая философия.
- Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека.
- Определите понятие "детерминизм".
- Русская философия: периодизация и основные проблемы.
- Личная биография во всеобщей истории.
- Определите понятие «плюрализм».
- Проблемы русской философии XIX века в творчестве п.Я.Чаадаева.
- Вопрос о смысле человеческого существования в философии.
- Определите понятие «философия».
- Проблемы будущности России в творчестве к.Н.Леонтьева.
- Человек как космопланетный феномен.
- Определите понятие «рационализм».
- Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору).
- Основные проблемы современного информационно-технического общества.
- Определите понятие «секуляризация».
- Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке.
- Проблемы и перспективы современной цивилизации.
- Определите понятие «субстанция».
- Русская философия и её отношение к философской категории «бытия».
- Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития.
- Определите понятие «деизм».
- Оглавление