§ 12.1. Феномен власти в жизни общества
Политика (от греч. politika – государственные и общественные дела) – социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления; многообразных государственно-административных институтов; морально-правовых норм; отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации.
Субъектами политики являются индивид, малая социальная или профессиональная группа, нация, класс, элита, общественные движения, объединения и др. социальные общности. Политика – наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.
Политику иногда отождествляют с властью, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является центральным началом политики, представляет собой средство осуществления политики.
Феномен власти приоткрывает тайну самой политики, политических институтов, политических движений, страсти к ее завоеванию и осуществлению.
Под властью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др.) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и технологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др.). Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон: субъектной и объектной, при этом именно субъект является доминирующей фигурой в таком взаимодействии, поскольку он определяет линию поведения объекта путем руководства, господства, мобилизации и др.; объект – выступает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готовность к подчинению находится в зависимости от: 1) качеств субъекта и объекта; 2) характера требований к объекту; 3) средств воздействия; 4) сложившейся ситуации.
Социально-философский анализ показывает, что власть обладает универсальной природой (сущностью), ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и пронизывает всю общественную систему (М. Фуко). Соответственно, пространство властных отношений может как суживаться до предельно малых размеров (семья, коллектив и др.), так и предельно расширяться (государство, международные институты и др.).
Эволюция социально-философских концепций властных отношений отражает специфику классических и неклассических интерпретаций власти, ее источников, природы, характера, функций и др. Точкой отсчета классического подхода являются концепции Платона и Аристотеля, в которых власть анализируется через призму отношений «господство – подчинение» («господин – раб»), поскольку, по мнению Аристотеля, люди от рождения различаются тем, что одни из них предназначены к подчинению, а другие – к властвованию («Политика»). Впоследствии Н. Макиавелли напишет, что при сохранении политического господства правитель должен «не быть, но казаться» и для реализации своих целей вправе применить любые средства и методы. В теории общественного договора Т. Гоббс («Левиафан») душой государства объявляет власть и полагает, что те, кто ее олицетворяют, «благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, ...пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью», что способны «направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов», т.е. право отождествляется с силой. Дж. Локк («Трактаты о государственном правлении») уже с позиции либерализма обосновывает принципы разделения властей, народного суверенитета и др., тем самым право ассоциирует с законом.
Принципиальное значение имеет позиция М. Вебера, разработавшего концепцию легитимации господства: господство – это способ переноса воли властвующего при помощи приказа и средство для достижения целей. М. Вебер выделяет три типа легитимации господства (легальное, традиционное, харизматическое).
Неклассический подход отличается тем, что он отходит от критерия «господство–подчинение» при анализе властных отношений и рассматривает их в более широком смысле, показывая их «вездесущность». Источник такого подхода связывают с творчеством Ф. Ницше («Воля к власти»), поскольку он исследует генеалогию власти («жизнь есть воля к власти»), что стимулировало появление ряда новых концепций – М. Фуко («Порядок дискурса»), Э. Канетти («Масса и власть»), А. Тоффлера («Метаморфозы власти»), П. Бурдье («Социология политики») и др. М. Фуко вводит новое понятие «власть-знание», обозначающее знание, которое предопределено целями и задачами власти, формирующей свои объекты. Власть уже выходит за рамки дисциплинарных институтов (тюрьмы, казармы, колледжи и т.п.) и охватывает собой все общество, любые отношения между людьми вплоть до интимных. Она симметрично располагается на всех уровнях функционирования социального тела и видит свою легитимность в эффективном управлении его жизнью. В теории социальной системы Н. Луман власть определяет как символически обобщенное средство коммуникации, т.к. все социальные системы состоят из коммуникаций. Коммуникация – это выбор информации, решение о сообщении и понимание как избирательный акт. Здесь власть деперсонифицирована, т.е. она не приписывается одному из партнеров в качестве его определенной способности. В роли функциональных эквивалентов усиления и распределения власти Н. Луман рассматривает справедливость в применении власти, предвосхищение ее решений, доверие в социальной системе и др.
В обществе функционируют разные виды власти: экономическая (контроль и распределение материальных ресурсов и благ); социальная (распределение позиций в социальной иерархии); информационная (манипулирование сознанием и поведением людей), политическая (влияние на характер деятельности личности, социальной группы или общества) и др. Особое место занимает понимание специфики власти в политической сфере, в частности, П. Бурдье подчеркивает, что главное в политической игре на сегодняшний день – это монополия на производство и распространение политических представлений и мнений (поскольку именно они обладают той «мобилизующей» силой, которая дает жизнь политическим партиям и правящим группировкам), а не монополия на использование таких ресурсов, как финансы, право, армия и т.п. Политическая власть призвана сохранять социальную стабильность, разрешать конфликты и достигать общественного консенсуса и т.п. В качестве основных характеристик политической власти называют суверенитет, публичность, волю, авторитет, принуждение. Она осуществляется через совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых норм и отношений, которые составляют политическую систему общества, основными элементами которой являются государство, политические партии, общественные организации и движения.
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.