Философия Древнего Китая
Одна из древнейших культур – китайская. Письменность Китая насчитывает более 4-х тысяч лет, в Китае изобретены порох, ракеты; железный сошник появился в VI веке до н.э. Высшим принципом в Древнем Китае считался культ неба («тянь»); распространен был культ предков. Древнейшими китайскими книгами являются «Книга перемен», «Книга о гармонии тьмы», «Книга гор и морей», «Книга песен», «Книга истории», «Книга порядка», «Книга весны и осени».
Философия Древнего Китая в основном сводится к социально-этическим проблемам. Но в ней содержатся и онтологические воззрения. Так, все сущее китайские мыслители сводили к пяти элементам (земля, вода, огонь, дерево и металл), выделяли также мельчайшую частицу «ци», которую нередко отождествляли с энергией.
Важнейшими философскими учениями Древнего Китая являются конфуцианство, моизм, даосизм, легизм. Кроме того, выделяют школу «инь-ян» и школу имен. Основатель конфуцианства – Кун Фу-цзы (551–479 гг. до н.э.). Так его называют китайцы, в остальном мире он известен как Конфуций. Его учение изложено в книге «Лунь юй» («Беседа и высказывания»). В конфуцианстве можно выделить пять нравственных принципов (гуманность, справедливость, учтивость, мудрость, искренность). Особо важен первый из них, поскольку именно в конфуцианстве впервые обнаруживаются ясно выраженная идея гуманизма (учение о «жэнь») и формулировка (в негативной форме) так называемого «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (позитивная форма этого правила: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»). Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Конфуций развил учение о «благородном (высоком) муже» (цзюнь-цзы) и «подлом (низком) муже» (сяо-жэнь). Первый заботится о себе и других, о справедливости и долге, второй – только о выгоде для себя. Кульминация конфуцианского культа прошлого – учение об исправлении имен, т.е. требование, чтобы вещи соответствовали своим былым значениям («государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном» не по имени, а реально, на самом деле).
Последователем учения Конфуция был Мэн-цзы. Его этика включает четыре элемента (жэнь; и – чувство долга, справедливости; ли – ритуал, исполнение норм поведения; чжи – знание этических добродетелей). Идеал поведения, по Мэн-цзы, – чэнь (путь неба), но он недосягаем.
К конфуцианцам относят обычно и Сюнь-цзы, хотя в значительной мере его учение не только не совпадает по своим принципам с принципом «жэнь», но и прямо противоположно ему. В учении о человеке Сюнь-цзы исходит из материалистического миропонимания: «сначала плоть, а затем дух». Он учит, что человек по своей природе зол и что всякий человек рождается с «инстинктивным желанием наживы», что «стремление к наживе и алчность – это врожденные качества человека».
Другой философской школой Древнего Китая считается моизм, основанный Мо Ди (Мо-цзы). Моисты отрицали конфуцианское предопределение, концепцию судьбы, т.к. люди свободны, и небо ничего не предопределяет; оно только желает, чтобы люди любили друг друга. В отличие от конфуцианцев с их любовью к ближним моисты проповедовали любовь к дальним. Любовь к ближнему – это отдельная, корыстная любовь; она причина «взаимной ненависти». Такая любовь должна быть заменена «всеобщей любовью».
Моисты считали народ высшей ценностью, критиковали гнет богатых и знатных по отношению к простым людям. Они выступили против всяких войн, поскольку воля неба требует, чтобы все государства любили друг друга. Критерием истины они считали знания народа.
Третьим крупным философско-этическим учением Древнего Китая является даосизм – учение о «дао» («путь»). Основателем его считают Лао-цзы (хотя эта личность – полулегендарная). Учение изложено в книге «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Центральное понятие учения – «дао», которое выше всего. Из «Дао-небытия» (отрицательное «дао», или «пустота») рождается «дао-бытие» (положительное «дао»), из него «тянь» («небо», «ян»), а внизу – «земля» («инь»).
Лао-цзы учил, что предназначение человека – следовать по пути добродетели (дэ). Источник зла – отклонение от дао и дэ. Основной моральный принцип – увэй, т.е. недеяние, пассивность. Чтобы люди были счастливыми, их не надо просвещать, т.к. счастье – в незнании. Цель – следовать пути, указанному природой. Даосы учили воздавать добром за зло и проповедовали сострадание, бережливость, смирение. Позднее даосизм из философии превратился в учение религиозное.
Школа легистов (фа-цзя, законники) включает таких деятелей и мыслителей, как Ли Куй, У Ци, Шан Ян и Хань Фэй-цзы. Первые три из перечисленных – законодатели-практики, причем Шан Ян считается великим реформатором. Признанным теоретиком является Хань Фэй-цзы (прибл. 280–233 гг. до н.э.). Всех их, однако, объединяют идеи о том, что управление страной следует осуществлять не на основании традиций, церемоний, ритуала, а на основе фа (законов, установленных людьми). Фа выше императора, перед ними все люди равны. Хань Фэй развивает дальше мысль Сунь-цзы о дурной природе человека. Все люди стремятся к успеху и конкурируют друг с другом, и это нужно использовать в установлении общественных отношений. Людей надо наказывать и поощрять. С раннего возраста людей следует сурово наказывать даже за мелкие проступки, чтобы о крупных проступках или преступлениях наказываемые в дальнейшем не смогли бы и помышлять. Во всем должен быть строгий порядок. Зло нельзя победить добром. Зло можно пресечь только силой закона.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.