§ 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
Потребности идущего к власти класса буржуазии, потребности развития промышленности и развития естественных наук в философском плане наиболее полно в начале Нового времени получили свое выражение в философии Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и других английских материалистов VII в.
Родоначальником английского материализма явился Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Он был широко образованным человеком; занимал видные государственные должности (лорд-хранитель большой печати, а затем лорд-канцлер), был обвинен парламентом в коррупции, осужден, но впоследствии приговор был отменен, и последние пять лет своей жизни философ посвятил исключительно научным занятиям.
Важнейшие сочинения Ф. Бэкона: «Новый Органон» (ср. с соч. Аристотеля «Органон»), «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». В своих трудах Бэкон выступил против схоластики, считал ее такой же бесплодной, как девственница, посвятившая себя Богу. Схоластов он уподоблял паукам, ткущим паутину из самих себя, критиковал также жалких эмпириков, сравнивая их с муравьями, которые все, что встретится на пути, тащат в муравейник; истинный ученый, по Бэкону, подобен пчеле, которая трудится не меньше муравья, но берет от цветков только самое лучшее – нектар. Бэкону приписывают знаменитую формулу: «Знание – сила». В «Великом восстановлении наук» Бэкон ратует за реформу и систематизацию научного знания. Он составил три таблицы: в одну поместил бесспорные, достоверные знания (факты, явления, законы природы и др.), в другую – явно ошибочные, предрассудки и заблуждения, в третью – знания непроверенные, над проверкой и уточнением которых должны работать ученые. Ф. Бэкон разрабатывал индуктивный метод познания (от фактов – к обобщениям, к теории), в более узком смысле ратовал за разумный эмпиризм и сенсуализм, стремился к внедрению в науку экспериментального метода.
На пути к истинному познанию, по Бэкону, люди испытывают 4 вида трудностей («идолов», или «призраков»). Это «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. «Идолы рода» – это недостатки, присущие всему роду человеческому (человек не так хорошо видит, как орел, не так хорошо слышит, как собака; родится слабым, живет не слишком долго и т.д.). Преодоление этих затруднений – в создании специальной техники, увеличении возможностей человека. «Идолы пещеры» – это недостатки индивидуального развития, воспитания человека (человек оказывается в плену предрассудков своего конкретного окружения, зависим от узкого круга общения). Эти недостатки преодолеваются расширением общения, системой общего образования и воспитания, приобщением к общечеловеческим знаниям и ценностям. «Идолы рынка» – это засоренность языка, в том числе научного, бессмысленными терминами (наподобие ругательств на базаре), путаница в словоупотреблении (например, когда разные объекты именуются одинаково и когда одни и те же – по-разному). Бэкон выступил за унификацию научной терминологии (тем самым, предвосхитив позднейший лингвистический анализ, или семиотику). «Идолами театра» он считал превратное представление о мире, преклонение перед авторитетами (наподобие того, как в театре зрители могут воспринимать происходящее на сцене в качестве реальности).
В целом Ф. Бэкон придавал науке огромную социальную роль, считая ее не самоцелью, а средством, которое должно состоять в познании связи природных явлений ради их использования для общего блага людей. Сама наука должна, по Бэкону, базироваться на опытных данных, эксперименте (сам мыслитель стал жертвой им самим проведенного эксперимента по замораживанию кур: получил простуду и умер).
Другим видным английским философом-материалистом XVII в. был Томас Гоббс (1588–1679). Он был весьма активным человеком: много путешествовал, устанавливал личные контакты с крупными учеными того времени (например, с Гассенди и Галилеем), в семидесятилетнем возрасте продолжал увлекаться игрой в теннис, в 86 лет переводил с греческого на английский творения Гомера. Важнейшие его труды: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан» (последний был публично сожжен в Оксфордском университете). Некоторые современные историки считают Гоббса бесчестным человеком, т.к. он воспринял и воспроизводил в своих трудах концепции Н. Макиавелли, но лишь однажды сделал косвенную ссылку на флорентийца.
В своих воззрениях Гоббс близок к Бэкону (его даже именуют «систематиком бэконовского материализма»), в теории познания – сенсуалист, однако он опирается и на рационализм Декарта. Он – философ-номиналист, из всех наук важнейшей считает геометрию, признает только разум как средство познания истины. Он выступает против теологии. Но его атеизм несколько робок, т.к. Гоббс признает инструментальную роль религии (в качестве сдерживающего фактора в поведении людей).
Наибольшее значение имеют социально-политические взгляды Гоббса, содержащиеся в произведениях «О гражданине» и «Левиафан». Исходным пунктом своего воззрения на общественную жизнь Гоббс полагает «естественное состояние людей», которое характеризуется как «война всех против всех». Он воспроизводит Плавта: «Человек человеку – волк». Жадность, стремление к тщеславному самолюбию, к превосходству ведут к тому, что люди постоянно враждуют друг с другом, и они пожрали бы друг друга в жестокой междоусобной борьбе, если бы не сила, стоящая под ними всеми, – Левиафан, или государство. Термин «Левиафан» взят из библейских сказаний (это – морское чудовище, губящее корабли и людей, символ разрушительной силы). Люди ради своего спасения якобы отреклись от прав и передали все права отдельному человеку (при монархии) или группе людей. Так возникло сообщество людей, государство. Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти (монархии), хотя признает возможность существования и аристократии и демократии. Последнюю он видит в равенстве подданных. Для своего времени договорная теория происхождения государства была прогрессивной и повлияла на большинство мыслителей XVII и XVIII столетий.
Третий из английских мыслителей XVII века – Джон Локк (1632–1704). Важнейшие его сочинения: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата об управлении государством», «О пользовании разумом».
В центре философии Локка – теория познания. По Локку, нет никаких врожденных идей, в том числе идеи Бога; все знание проистекает из опыта – внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). Локк создал учение о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. «Первичные» – это протяженность, фигура, плотность, движение, т.е. такие, которые присущи вещам самим по себе и которые можно измерить; «вторичные» – это цвет, звук, запах, вкус, т.е. такие, какими они воспринимаются субъектом, взаимодействуя с ним. Первые – объективны, вторые – субъективны. Локк выделяет 3 вида познания: интуитивное (самоочевидные истины), демонстративное (полученное путем доказательств: положения математики, этики, бытия Бога) и сенситивное (т.е. чувственное, как восприятие единичных вещей).
Большой вклад внес Локк в социально-политическую проблематику. Он провозгласил лозунги либерализма, создал концепцию разделения властей, не подчиненных друг другу (законодательная, исполнительная, судебная). Политическим идеалом Локка была конституционная парламентская республика, в которой защищены свобода слова, веры, собственности и в которой народ остается безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 5. Требования к уровню социально-гуманитарной подготовки выпускника
- 5.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
- 5.2. Требования к компетенциям выпускника по дисциплинам социально-гуманитарного цикла
- 5.2.3. По философии знать:
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- Т е м а 6. Философия природы
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- Т е м а 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- Т е м а 13. Философские проблемы социальной динамики
- Т е м а 14. Философия культуры
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре
- XXI столетия
- Средства учебно-методического обеспечения курс лекций
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Т е м а 1. Философия как социокультурный феномен
- § 1.1. Философия и жизненный мир человека
- § 1.2. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения
- § 1.3. Проблемное поле и основные разделы философии
- § 1.4. Проблема научности философии
- § 1.5. Важнейшие функции философии и возрастание их роли в современном мире
- Т е м а 2. Исторические типы классической философии § 2.1. Особенности философской мысли Древнего Востока
- Древнеиндийская философия
- Философия Древнего Китая
- § 2.2. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- Милетская школа
- Гераклит Эфесский
- Пифагор и пифагорейцы
- Атомизм
- Сократ и сократические школы
- Аристотель
- Поздние стоики
- § 2.3. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Теоцентризм философии Средних веков
- Богословие и схоластика
- Реализм и номинализм
- § 2.4. Философия эпохи Ренессанса Антропоцентризм философской мысли Возрождения
- Натурфилософия эпохи Возрождения
- Социальные доктрины эпохи Возрождения
- § 2.5. Философия и наука: проблема самоопределения философии в Новоевропейской культуре Английский материализм хvii в.
- Картезианство
- Дилемма эмпиризма и рационализма
- Субъективный идеализм и агностицизм Дж. Беркли и д. Юма
- § 2.6. Социально-исторические и мировоззренческие основы философской мысли эпохи Просвещения
- Просвещение во Франции
- Французский материализм XVIII века
- Просвещение в Германии
- § 2.7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Критическая философия и. Канта
- Диалектическая философия г. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- Т е м а 3. Становление и основные стратегии постклассической философии
- § 3.1. Классическая и неклассическая философии: сравнительный анализ
- § 3.2. Возникновение философской иррационалистической традиции
- § 3.3. Философия марксизма и ее основные черты
- § 3.4. Позитивизм и его исторические формы Классический позитивизм
- Эмпириокритицизм
- Неопозитивизм и постпозитивизм
- § 3.5. Прагматизм
- § 3.6. Религиозная философия в контексте современной философской культуры
- § 3.7. Основные стратегии развития неклассической западной философии в хх–ххi вв. Фрейдизм и неофрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Т е м а 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия
- § 4.1. Национальная философия как «душа народа»
- § 4.2. Основные этапы развития философской мысли Беларуси
- § 4.3. Русская философия и ее основные направления
- Славянофилы и западники
- Русский «религиозный идеализм»
- Русский космизм
- Раздел II. Философия бытия т е м а 5. Метафизика и онтология
- § 5.1. О понятии «метафизика»
- § 5.2. Онтология как учение о бытии и его освещение в философии
- § 5.3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи
- § 5.4. Современная наука о строении материи
- § 5.5. Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени
- § 5.6. Движение и развитие как атрибуты бытия
- § 5.7. Диалектика как философская концепция развития
- § 5.8. Понимание диалектики в истории философии
- § 5.9. Сущность глобального эволюционизма и его эвристический потенциал
- Т е м а 6. Природа как предмет философского и научного познания. Биосфера и ноосфера. Социально-экологическая стратегия природопользования
- § 6.1. Понятие природы и специфика философского подхода к ее исследованию
- § 6.2. Исторические типы взаимодействия человека и природы
- § 6.3. Биосфера и ноосфера
- § 6.4. Социально-экологическая стратегия природопользования
- Раздел III. Философская антропология т е м а 7. Проблема человека в философии и науке
- § 7.1. Проблема человека в истории философии
- § 7.2. Смысл человеческого существования
- § 7.3. Личность, ее свобода и ответственность
- Т е м а 8. Сознание человека как предмет философского анализа
- § 8.1. Философские традиции исследования сознания
- § 8.2. Важнейшие характеристики сознания
- § 8.3. Структура сознания
- § 8.4. Сознание, язык, коммуникация
- § 8.5. Проблема искусственного интеллекта – прогнозы трансгуманизма
- Раздел IV. Теория познания и философия науки т е м а 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
- § 9.1. Проблема познаваемости мира
- § 9.2. Субъект-объектное гносеологическое отношение в различных философских традициях
- § 9.3. Структура познавательного процесса
- § 9.4. Познание как постижение истины
- Т е м а 10. Наука, её когнитивный и социокультурный статус
- § 10.1. Понятие науки
- § 10.2. Структура научного познания
- § 10.3. Динамика науки
- § 10.4. Методологический инструментарий современной науки
- § 10.5. Наука в системе социальных ценностей
- Раздел V. Социальная философия т е м а 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии
- § 11.1. Место социальной философии в системе философского знания. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии
- § 11.2. Общество как система
- § 11.3. Социальная структура общества
- Т е м а 12. Основные проблемы политической философии
- § 12.1. Феномен власти в жизни общества
- § 12.2. Государство как важнейший компонент политической организации общества
- § 12.3. Гражданское общество и правовое государство
- Т е м а 13. Основные проблемы социальной динамики
- § 13.1. Общество как развивающаяся система. Основные факторы социальной эволюции
- § 13.2. Природа социальных конфликтов, революций и реформ. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода
- § 13.3. Основные этапы развития философии истории. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории
- § 13.4. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса
- § 13.5. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизации в истории общества
- § 13.6. Техника и ее роль в истории цивилизации
- § 13.7. Феномен информационного общества
- § 13.8. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности
- § 13.9. Восточнославянские народы между Востоком и Западом
- Т е м а 14. Философия культуры
- § 14.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры
- § 14.2. Традиции и новации в динамике культуры
- § 14.3. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Диалог культур
- Средства обучения учебная и справочная литература
- 1. Учебники и учебные пособия
- Хрестоматии и антологии
- Информационно-справочные издания
- 2. Дополнительная литература по основным разделам курса
- Раздел 1. Философия в исторической динамике культуре
- Раздел 2. Философия бытия
- Раздел 3. Философская антропология
- Раздел 4. Теория познания и философия науки
- Раздел 5. Социальная философия
- Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия
- Средства контроля вопросы для самоконтроля
- Философия
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.