logo search
философия ответы

19) Особенности философии нового времени

В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума.В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Философия перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.

17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".

В рассматриваемый период с новой силой развернулась полемика о том, что же является основой подлинного знания – разум или опыт. Возникают две основные концепции познания – эмпиризм и рационализм.

Френсис Бэкон (1561-1626) — родоначальник эмпиризма в английской философии. Его главное философское произведение "Новый органон" противостоит "Органону" Аристотеля – символу старой схоластической умозрительной науки. В отличие от суждений и понятий схоластики, образованных на принципах логики Аристотеля, Ф.Бэкон предлагает совершенно иной путь формирования общих понятий – индукцию, в основе которой лежит эксперимент и очищение разума от заблуждений ("признаков" или "идолов"). Этот процесс познания основан на движении мысли от частного к общему: на основе отдельных опытных данных в результате систематизации достигается истина в форме общего вывода.

Истинный метод исследования, заключающийся в умственной переработке опытного материала, представленного экспериментом, Ф.Бэкон образно сравнивал с действиями пчелы, неутомимо собирающей нектар. В "Новой Атлантиде" рассматривается утопический прообраз "технократического общества" – концепции, получившей широкое распространение в XX веке.

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик, физиолог, представитель классического рационализма. Также ставил задачу создания научного метода познания, противостоящего схоластике. Но в отличие от Ф.Бэкона, который обращался к опыту, эксперименту, Р.Декарт апеллировал к разуму, самосознанию.

В основе философии Р.Декарта лежит дуализм души и тела. Механистическая черта его мировоззрения проявляется в утверждении того, что мир представляет совокупность различных механизмов – "растение такой же механизм, как и часы".

Главным средством достижения достоверных знаний считал интуицию и дедукцию. Под интуицией понималась способность формулировать исходные теоретические положения, не требующие доказательств, по типу математических аксиом. Эти положения и являются "опорными" пунктами процесса познания, опираясь на которые разум методом дедукции, т.е. от общего к частному, приходит к постижению истины. Возможность познания, таким образом, заключена в существовании "врожденных идей", т.е. задатков интеллекта к формулированию аксиом. Большое значение придавал сомнению, которое играло важную роль в доказательстве достоверности наших знаний о мире. Декарт утверждал, что можно сомневаться в истинности любого нашего знания. Но факт существования сомнения в форме мысли – неоспорим. Поэтому непосредственная достоверность сознания составляет основу всего знания о мире, подтверждает наше собственное существование – "Мыслю, следовательно, существую". "Естественный свет" разума также выявляет достоверное существование высшего разума – бога: из "бог мыслим (мною)" вытекает "бог есть". Бог является высшим гарантом достоверности знания и мира, безграничных возможностей человеческого разума.

Дальнейшее развитие идеи рационализма получили в трудах Б. Спинозы, который преодолел дуализм Декарта и единство мира объяснял через материалистически понятую субстанции. Рационалист Г. Лейбниц, напротив, доказывал гармонию мира наличием вселенской системы монад – духовных образований неразрывно связанных с Богом – высшей монадой. При всех различиях во взглядах сторонники рационализма придерживались главного принципа – порядку идей соответствует порядок вещей.