55. Ценности, их природа и принципы классификации
В рамках аксиологической концепции культура рассматривается как совокупность ценностей. Многие культурологи считают, что ценности - это самое главное в культуре, ее ядро. Проблема ценностей разрабатывалась на протяжении всей истории философии. При этом сформировались разные подходы к вопросу о природе ценностей, их абсолютном или относительном характере. В современной литературе также существуют разные определения ценностей. Ценность рассматривается:
1). как предмет, имеющий какую - либо пользу; 2). как идеал т. е. представление о желательном; 3). как значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.
Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. К предметным ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, а также природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять его потребности. Субъективные ценности - это установки, оценки, требования, запреты, которые выступают регуляторами деятельности человека. Материальные ценности удовлетворяют материальные потребности человека (в еде, одежде, жилье). Духовные ценности удовлетворяют духовные потребности человека (в познании, творчестве, прекрасном).
Ценности - цели - это высшие, абсолютные ценности. Абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. Это всегда ценность - цель и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности - средству. Об этом писал И. Кант в своем категорическом императиве.
Помимо этого к высшим ценностям следует отнести смысл жизни, справедливость, свободу, мир, труд, добро, истину, красоту. Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность. Ценности - средства подчинены высшим ценностям, обеспечивают их достижение.
Проблема соотношения целей и средств по-разному решалась в истории культуры. Первый подход состоит в том, что цель оправдывает средства. Сторонник такого подхода - итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469 - 1527). Второй подход заключается в том, что цель, даже самая благородная, не может оправдывать дурных, насильственных, неправедных средств ее достижения. Эти идеи с особой силой звучали в творчестве русских писателей и философов. Ф. М. Достоевский (1821 - 1881) в романе "Братья Карамазовы" писал о том, что счастье всего мира не стоит слезинки одного замученного ребенка.
Можно предложить еще одну классификацию ценностей, в основу которой положены различные стороны, виды деятельности человека:
-Витальные ценности Жизнь, здоровье, безопасность -Социальные ценности Социальное благополучие, благосостояние, комфортная работа -Политические ценности Свобода, правопорядок, гражданское равенство -Нравственные ценности Добро, честь, долг, честность, верность, дружба, взаимопомощь, порядочность -Религиозные ценности Бог, вера, спасение, благодать -Эстетические ценности Красота, гармония, стиль -Мировоззренческие ценности Смысл жизни, предназначение человека, цели будущего -Семейно-родственные ценности Семейный уют, благополучие, гармония, взаимопонимание, уважение между членами семьи
Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей. Она включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает своеобразием, неповторимостью, отличающей одну культуру от другой. Восточная и западная культуры имеют разные системы ценностей. В восточной культуре приоритет отдается таким ценностям, как коллективизм, единство человека и природы, человека и общества, уважение к родителям и старшим, установка на самосовершенствование, изменение себя, а не внешнего мира. В западной культуре на первых местах стоят такие ценности, как индивидуальность, карьера, деловой успех, эффективность, конкуренция, деньги.
Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует срединную культуру (ядро культуры), которая обеспечивает единство и целостность духовной жизни, устраняет угрозу раскола общества.
Следует иметь в виду и то, что система ценностей, которая формируется в рамках каждой культуры, - это сложная, противоречивая, динамичная система. В ней возможны различия, противоречия и конфликты между ценностями. Полиморфизм (многообразие) ценностей объясняется наличием в обществе различных социальных, этнических, конфессиональных групп. В любом обществе имеются социокультурные различия между поколениями, существуют субкультуры. В недрах культуры формируются и развиваются новые элементы, которые могут вступать в противоречие с существующей системой ценностей. В периоды социальных потрясений и революций прежние ценности могут подвергаться критике, даже ниспровергаться, заменяться новыми, подчас прямо противоположными. Таким образом, целостность культуры - состояние далекое от однообразия и застоя.
Приведем примеры полиморфизма, многообразия ценностей. Символическим выражением расхождения ценностей в европейской культуре эпохи Возрождения и Реформации стала формула "дворец, собор, костер". Известная метафорическая формула для русской культуры - "икона и топор", для японской - "хризантема и меч". Еще в античной культуре полиморфизм ценностей выражался в поклонении различным богам и богиням, с которыми связывались разные функции и ценности.
Свидетельством полиморфизма ценностей является и то, что одно и то же явление может приобретать различные значения в зависимости от типа общества. В неразвитом традиционном обществе красота может не иметь ценности, так как слишком ненадежны условия выживания отдельного индивида, семьи или коллектива. В более развитом обществе красота может стать как предметом бескорыстного созерцания или идеализированной любви, так и предметом расчетливой коммерции. Здесь возможно множество градаций в соответствии с классовыми критериями и делением на субкультуры. Таким образом, ценности предстают как подвижная сфера культурной регуляции.
Что касается нашего общества, то мы находимся сейчас в сложной ситуации. Старая социалистическая система ценностей во многом дискредитирована, новая еще не создана. Идет процесс поиска, ситуация далека от стабилизации, говорить о формировании новой системы ценностей пока еще преждевременно. Наша задача состоит в том, чтобы возродить лучшие традиции отечественной культуры. Учитывая геополитическое положение России, то, что она- огромный Востоко-Запад, по словам Н. А. Бердяева, нам необходимо аккумулировать все лучшее, что имеется в западной и восточной культурах.
Ценности осуществляют общую стратегическую регуляцию поведения. Помимо ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего нормы. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма - заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Нормы достаточно конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.