4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – способ, путь в достижении истины. Методология – это наука о методах. Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские направления в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии формулируют и используют различные философские методы.
Основные методы философии – диалектика и метафизика. Диалектика –философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную или наивную, диалектику, имею в виду прежде всего то, что взгляды первых философов на мир во многом наивны. Надо отметить, что уже тогда было разное понимание диалектики. Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. на диалектику вещей, на объективную диалектику. Его современники идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь речь идет о диалектике понятий, о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика совместима как с материализмом, так и идеализмом.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Метафизика - философское учение, утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира. Этот метод предлагает рассмотрение предмета и явления вне развития и вне связи с другими явлениями. Метафизический метод рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т. д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: « Кто не с нами, тот против нас».
Помимо указанных методов философия включает в себя и другие: софистика, эклектика, сенсуализм, рационализм, иррационализм и др.
Софистика – учение представителей сложившейся во Афинах в второй половине 5 в. до н. э. школы софистов – философов-просветителей, тяготевших к релятивизму (методологическая позиция, сторонники к-рой, абсолютизируя относительность и условность всех наших знаний, считают невозможным объективное познание действительности). Термин софистика происходит от греческого слова «софист»(мудрец), которых тогда называли платных учителей ораторского искусства.
Эклектика - неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов.
Сенсуализм - философское направление, признающее ощущения, восприятия единственным источником познания. (Эпикур, Гоббс, Локк, Фейербах).
Рационализм - философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. ( Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др.)
Иррационализм - Противостоящий рациональному познанию или противоречащий ему. ( Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер и др.)
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.