logo
философия ответы

42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма

Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элемент частиц, жизни... Существует также более сложная форма агностицизма, отвергающая возможность познания всеобщего, сущности мира и человека. Отрицание познаваемости всеобщего, сущности мира и человека непременно влечёт за собой признание непознаваемости частных вещей и явлений, ибо нельзя понять единичное или часть, не поняв общего и целого и наоборот. Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое - как опосредованное. Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие. Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический связан с предметом научного исследования, включает в себя 2 компонента - чувственный опыт (ощущение, восприятие, представление) и их первичное теоретическое осмысление. Теоретический уровень заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала. Позиции эмпиризма: на 1-м плане - роль ощущения, непосредственные наблюдения в познании и отрицание роли теоретического мышления. Позиция рационализма: на 1-м план - деятельность разума, приписывает ему роль единства силы познания и игнорирования значения чувственного познания. Агностицизм - идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму. Агностик - скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”. Иррационализм - идеалистическое философское направление, отвергающее способность разума, разумное мышление, способность науки познать истину, проповедующее первенство воли, инстинкта.

Субъект и объект познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.