3.Основные направления в философии.
Как сложившаяся система знаний философия имеет целый ряд специфических (основных) вопросов, которые она призвана решать:
« Что такое философия?». В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связна с принципом «познай себя», для философов Нового времени- как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т. д.
Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, это вопрос: «Что первично материя или сознание, материальное или идеальное?» в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления как материализм и идеализм. Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г.В. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано немецким философом Ф.Шлегелем. Также следует сказать. Что философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.
Ученые, которые считают, что первична материя, называются материалистами, что первично сознание – идеалисты.
Основные формы проявления материализма:
-
Материализм Древнего Востока и Древней Греции – первоначальная форма материализма (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.)
-
Метафизический (механистический) материализм нового времени в Европе – в основе его лежит изучение природы.(Г. Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри и др.)
-
Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики( К. Маркс, Ф. Энгельс и др.)
-
Последовательный материализм – в его рамках принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм).
-
Непоследовательный материализм – отсутствует материалистическое понимание общества и истории( Фейербах)
-
Научный и вульгарный материализм( сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей( Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Подобно материализму, идеализм также неоднороден:
-
Объективный идеализм – провозглашает независимость идеи, духа, бога, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель, Соловьев и др.).
-
Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира от сознания человека( Дж. Беркли, Лейбниц, Юм, Кант и др.).
Монизм – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Поэтому монизм может быть двух видов – материалистический и идеалистический.
Дуализм – философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания( Р. Декарт, М.В. Ломоносов)
Плюрализм – предполагает несколько исходных оснований( пример – теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего разнообразные начала, как земля, вода, огонь и т.д.
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.