48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
Ответ на этот вопрос дает учение о развитии общества как о естественно-историческом процессе. Все процессы, происходящие в природе, не зависят от воли и сознания человека. Они являются объективными или естественными. Поэтому и законы, управляющие явлениями природы, объективны. Могут ли существовать объективные законы развития общества, то есть законы, не зависящие от воли и сознания людей? Ведь сама деятельность людей имеет две взаимосвязанные стороны — материальную и духовную. Основоположники марксизма-ленинизма отвечали на этот вопрос утвердительно. Обобщая опыт истории, они пришли к выводу, что законы общественного развития действуют так же объективно и неотвратимо, как законы природы, с той лишь принципиальной разницей, что они прокладывают себе дорогу через деятельность людей. Именно поэтому они называли развитие общества естественноисторическим процессом. При этом люди могут не понимать, не осознавать, что их деятельность в конечном счете помимо их воли и намерений подчиняется объективным общественным законам. В подобных случаях говорят, что развитие общества происходит стихийно. Стихийность не означает, что люди действуют совершенно бессознательно. Это вообще невозможно, если речь идет о нормальных, здоровых людях. На стадии стихийного развития люди осознают и формулируют лишь непосредственные личные и групповые цели и выбирают средства для их решения, не опираясь на знание законов общественного развития. В этом случае результаты их деятельности могут оказаться не соответствующими поставленным целям. Если же люди осознают подлинные закономерности общественного развития, то их деятельность в подлинном смысле слова является сознательной. На стадии сознательной общественной деятельности ее результаты полнее соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению, поскольку в этом случае сами цели ставятся и формируются с учетом объективных исторических закономерностей.
Понимание истории общества как естественноисторического процесса основано на признании определяющей роли материальной стороны человеческой деятельности. Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей. Для лучшего понимания взаимодействия и взаимовлияния этих двух сторон естественноисторического процесса следует иметь в виду следующие важные положения, выдвинутые и обоснованные К. Марксом и Ф. Энгельсом. 1. «История» не есть какая-то особая личность, которая пользуется человеком как средством для достижения своих целей. История — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». 2. «...Человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.