logo
философия ответы

28. Антропологический материализм л. Фейербаха.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Ф., идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия, считал Ф., противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Ф.видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Ф., для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Материализм Ф. существенно отличается от материализма XVIII века, т. как, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Ф. - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Ф. отвергает егоидеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. Согласно Ф., тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Ф. преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Ф.следует считать 1839 год. Он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания, Ф. апеллирует к чувственному созерцанию.Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.Только то, что дано нам через органы чувств - обладает, по Ф., обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Ф. не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.

Знаменитая книга Ф. «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Ф. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Ф. в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего. Имя Ф. стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После «Сущности христианства» Ф. выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и др. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов.В 1867-69 годах Ф. пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

Антропологический принцип Ф. в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек,”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию егообъективного существования, а тем самым к признанию существования вообщевнешних вещей.