Неортодоксальные школы.
Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать, прежде всего, представителей таких систем, как: чарвака, джайнизм, буддизм.
Чарвака (чувственное восприятие мира и гедонизм) – это материалистическое учение в Древней Индии. Чарвака отрицает концепцию брахмана, атамана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде 4 первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть – конец всему. Существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локоятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории – Чарвака. Основа познания – чувственное восприятие мира. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Следовательно, религия – глупое заблуждение. В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Девиз представителей школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем.
Джайнизм (бытие личности). Основателем джайнизма считается Махавира Вардхамана. Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытие личности. Сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой – карма (тонкая материя). Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор пока она связана с тонкой материй. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от адживы. Джива существует в 2 формах: несовершенной (находится в соединении с материей и в состоянии страдания) и совершенная(освобождается от этой связи и становится свободной – переходит в состояние нирваны). В соответствии с этим выделяют 2 вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции.
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением. Только аскетизм ведет к прекращению перерождений и к освобождению души от сансары. Каждый освобождается самостоятельно. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т. п.
Буддизм. Возник в 6 в. до н. э. Его основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути. Характерная особенность этого учения – его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности. В основе буддизма «4 благородные «истины»:
-
Жизнь есть страдания.
-
В основе страданий лежат желания.
-
Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.
-
Есть путь для избавления от страданий (восьмеричный).
Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности – это уничтожение желаний. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере – концепция терпимости и относительности. С этикой буддизма связана и его концепция познания – это необходимый способ средство достижения предельной цели бытия личности. В буддизме устанавливается практика медитации (сосредоточенное размышление).
- Предмет философии и ее структура
- 2.Философия и мировоззрение
- 3.Основные направления в философии.
- 4)Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
- 5.Философия в Древней Индии
- Неортодоксальные школы.
- 6. Философские учения в Древнем Китае.
- 7. Античная философия доклассического периода
- 8.Философия и личность Сократа. Сократовская диалектика и критика софистов
- 9) Философия Платона. Элементы учения
- 11) Философские школы позднего эллинизма ( эпикуреизм , стоицизм , скептицизм).
- 12) Особенности и основные проблемы средневековой философии
- 13)Апологетика и патристика учение августина блаженного
- 14 )Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- 15. Общие понятия арабо-исламской философии
- 18) Натурфилософия
- 19) Особенности философии нового времени
- 20) Философский эмпиризм Беккона гобса и локка
- 21) Философский рационализм декарта
- 22. Субъективный идеализм и агностицизм Беркли и Юма
- 23)Философия просвещения
- 23)Философия просвещения
- 24) Материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.
- 25. Теория познания и. Канта. Этика Канта.
- 26. Субъективный идеализм философии и. Г. Фихте и натурфилософия, философия тождества ф. Шеллинга.
- 28. Антропологический материализм л. Фейербаха.
- 29) Философия марксизма
- 32)Иррационализм.
- Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений
- Арациональные воззрения в иррационализме
- 33) Фмлософия п.Я. Чаадаева славянофилы и западники
- 34) Русский космизм
- 35) Материалистическая тенденция в русской философии
- 36)Философия русского Зарубежья.
- 38. Материя и ее связь с движением.Современные представления о материи
- 39. Явление и сущность, их взаимосвязь.
- 40. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
- 41.Структура сознания.
- 42. Сущность познания. Принципы научной теории познания. Критика агностицизма
- 43. Чувственное и рациональное познание
- 44. Концепция истины в филосрфии
- 45. Возникновение науки и основные этапы ее развития
- 46)Законы диалектики
- 47)Общество как саморазвивющаюся система
- 48)Развитие общества как естественно-исторический процесс
- 49) Влияние географической среды и демографического фактора на развитие общества и концепции ноосферы
- 50) Природа как предмет философского осмысления
- 51) Проблема происхождения и эволюции человека
- 52)Поиски сущности человека в философии
- 53. Проблема смысла и направленности исторического процесса в философии
- 54. Предмет философии религии
- 55. Ценности, их природа и принципы классификации
- 56. Нравственные и эстетические ценности. Религиозные ценности. Свобода совести.
- 57. Человек как творческое и деятельное существо. Человек и свобода. Смыслы человеческого бытия
- Феномен внутренней свободы
- 59. Происхождение и природа техники. Технические инаучно-технические революции.
- 60. Глобальные проблемы и их классификация.