Лекция №6 Античная философия классического периода.
Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть.
Философия Платона. Мир идей и мир вещей. Гносеология Платона.
Платон о человеке и государстве.
Философия софистов.
- Софистов называли шарлатанами мысли. Пример их рассуждения:
«-Ты имеешь то, что не потерял? - Да имею. - Ты не потерял рогов, следовательно у тебя есть рога!»
- Философия софистов стала популярна в 4 в. до н.э. в Древней Греции. За обучение искусству вести спор греки платили немалые деньги.
- Демократический строй в Древней Греции (необходимость защищаться в судах, умение отстаивать свою точку зрения на выборах).
- Представители софистов: Протагор, Горгий, Типпий, Подик, Сократ.
- Название «софисты» произошло от греч. Софе – мудрость, Софисты- платные учителя мудрости.
- Вопросы устройства мира софистов не интересовали. В центре их внимания – проблема человека, как человек излагает, доказывает свои идеи.
- Впервые в философии появляется интерес к слову, к логике изложения.
- Сознательно нарушая законы логики софисты неосознанно способствовали их формированию (позднее было сделано Аристотелем).
- Основной тезис Протагора и всех софистов – «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
- Каждая вещь существует не сама по себе, а лишь в отношении к другому или к другим(ветер холодный и ветер теплый одинаково истинны).
Гносеология софистов.
- Софисты полагали, что объективной истины нет. Мир изменчив и потому об одном и том же объекте возможны два противоположных мнения.
- Можно одинаково убедительно доказать как одно, так и противоположное ему другое.
- С точки зрения софистов, нет ни объективной истины, ни абсолютной истины, всякая истина относительна – это релятивизм.
- Релятивизм софистов граничит с агностицизмом.
Положительные стороны учения софистов.
- В центре внимания – проблема человека.
- Антидогматизм – софисты требовали доказательства и аргументации каждой идеи, ничего не принимать на веру, не ссылаться на авторитеты.
- Поставили вопрос об определении понятий, чтобы в одно и то же понятие вкладывался один смысл.
Сократ , его жизнь, учение и смерть.
- Сократ – первый афинский философ (философия перемещается в 4 веке с периферии в центр)
- Сын скульптора и повитухи.
- Участвовал в сражениях, в работе выборных органов.
- Был женат, имел троих сыновей, но был плохим семьянином.
- В быту был не прихотлив.
Сократ
- Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым среди живущих.
- Сократ – законопослушный гражданин, никогда не призывал к нарушению закона, но судили его за то, что он нарушил закон, призывал поклоняться не тем богам , которым поклонялись в то время афиняне.
- Был приговорен к смертной казни.
Философия Сократа.
- Сократ придерживался принципа «Познай самого себя»(Хилон) – надпись в храме Аполлона.
-«Я знаю, что я ничего не знаю- говорил Сократ, но когда дельфийский оракул назвал его самым мудрым, он продолжил – а другие не знают и этого».
- Принадлежал к школе софистов, но, в отличие от них, не брал денег за обучение и не прибегал к словесным уловкам.
- Как и у софистов – в центре его философии – проблема человека, как человек мыслит, как он идет к истине.
- Сократ не писал произведений, считая, что мысль, изложенная на бумаге – мертвая мысль.
- У Сократа много последователей, но самые известные – Платон и Ксенофонт.
Метод Сократа
- Сократ – величайший диалектик. Субъективная диалектика Сократа – это движение мысли через преодоление противоречий. Метод субъективной диалектики Сократ называл – майевтикой.
- Сократ говорил, что помогает родиться мысли, как его мать помогала родиться человеку.
- Если истина дать человеку сразу в готовом виде, он может её не принять или забыть, - считал Сократ. Значение имеет только та истина, к которой человек пришел сам.
- В диалогах Сократ использовал иронию.
Ирония – это способ мышления (изложения мысли) когда в слова вкладывается смысл противоположный тому который говорится.
- Сократ широко использовал метод индукции – движение мысли от частного к общему.
-«Я приставлен к своему народу, как овод к коню, чтобы не дать ему застояться».
- Своими беседами Сократ побуждал людей мыслить.
Рационалистическая этика Сократа.
- Рационалистическая этика – это совершенствование нравственности на основе знания. Нравственные пороки(трусость, жадность и т.д.) по Сократу, результат незнания.
- Если человек будет знать, что такое добро и что такое зло, он обязательно выберет добро, и станет добрым.
- Определение понятий – не самоцель, они нежны для воспитания нравственных качеств.
Аристотель о рационалистической этике Сократа.
- Нравственность не может быть изменена на основе знания.
- Нравственные добродетели получаются в ходе воспитания, когда она превращаются……..
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия