logo
Лекции по философии / Лекция!!!!!!!!!

Лекция №6 Античная философия классического периода.

    1. Философские идеи софистов. Сократ, его жизнь, учение и смерть.

    2. Философия Платона. Мир идей и мир вещей. Гносеология Платона.

    3. Платон о человеке и государстве.

      1. Философия софистов.

- Софистов называли шарлатанами мысли. Пример их рассуждения:

«-Ты имеешь то, что не потерял? - Да имею. - Ты не потерял рогов, следовательно у тебя есть рога!»

- Философия софистов стала популярна в 4 в. до н.э. в Древней Греции. За обучение искусству вести спор греки платили немалые деньги.

- Демократический строй в Древней Греции (необходимость защищаться в судах, умение отстаивать свою точку зрения на выборах).

- Представители софистов: Протагор, Горгий, Типпий, Подик, Сократ.

- Название «софисты» произошло от греч. Софе – мудрость, Софисты- платные учителя мудрости.

- Вопросы устройства мира софистов не интересовали. В центре их внимания – проблема человека, как человек излагает, доказывает свои идеи.

- Впервые в философии появляется интерес к слову, к логике изложения.

- Сознательно нарушая законы логики софисты неосознанно способствовали их формированию (позднее было сделано Аристотелем).

- Основной тезис Протагора и всех софистов – «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

- Каждая вещь существует не сама по себе, а лишь в отношении к другому или к другим(ветер холодный и ветер теплый одинаково истинны).

Гносеология софистов.

- Софисты полагали, что объективной истины нет. Мир изменчив и потому об одном и том же объекте возможны два противоположных мнения.

- Можно одинаково убедительно доказать как одно, так и противоположное ему другое.

- С точки зрения софистов, нет ни объективной истины, ни абсолютной истины, всякая истина относительна – это релятивизм.

- Релятивизм софистов граничит с агностицизмом.

Положительные стороны учения софистов.

- В центре внимания – проблема человека.

- Антидогматизм – софисты требовали доказательства и аргументации каждой идеи, ничего не принимать на веру, не ссылаться на авторитеты.

- Поставили вопрос об определении понятий, чтобы в одно и то же понятие вкладывался один смысл.

Сократ , его жизнь, учение и смерть.

- Сократ – первый афинский философ (философия перемещается в 4 веке с периферии в центр)

- Сын скульптора и повитухи.

- Участвовал в сражениях, в работе выборных органов.

- Был женат, имел троих сыновей, но был плохим семьянином.

- В быту был не прихотлив.

Сократ

- Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым среди живущих.

- Сократ – законопослушный гражданин, никогда не призывал к нарушению закона, но судили его за то, что он нарушил закон, призывал поклоняться не тем богам , которым поклонялись в то время афиняне.

- Был приговорен к смертной казни.

Философия Сократа.

- Сократ придерживался принципа «Познай самого себя»(Хилон) – надпись в храме Аполлона.

-«Я знаю, что я ничего не знаю- говорил Сократ, но когда дельфийский оракул назвал его самым мудрым, он продолжил – а другие не знают и этого».

- Принадлежал к школе софистов, но, в отличие от них, не брал денег за обучение и не прибегал к словесным уловкам.

- Как и у софистов – в центре его философии – проблема человека, как человек мыслит, как он идет к истине.

- Сократ не писал произведений, считая, что мысль, изложенная на бумаге – мертвая мысль.

- У Сократа много последователей, но самые известные – Платон и Ксенофонт.

Метод Сократа

- Сократ – величайший диалектик. Субъективная диалектика Сократа – это движение мысли через преодоление противоречий. Метод субъективной диалектики Сократ называл – майевтикой.

- Сократ говорил, что помогает родиться мысли, как его мать помогала родиться человеку.

- Если истина дать человеку сразу в готовом виде, он может её не принять или забыть, - считал Сократ. Значение имеет только та истина, к которой человек пришел сам.

- В диалогах Сократ использовал иронию.

Ирония – это способ мышления (изложения мысли) когда в слова вкладывается смысл противоположный тому который говорится.

- Сократ широко использовал метод индукции – движение мысли от частного к общему.

-«Я приставлен к своему народу, как овод к коню, чтобы не дать ему застояться».

- Своими беседами Сократ побуждал людей мыслить.

Рационалистическая этика Сократа.

- Рационалистическая этика – это совершенствование нравственности на основе знания. Нравственные пороки(трусость, жадность и т.д.) по Сократу, результат незнания.

- Если человек будет знать, что такое добро и что такое зло, он обязательно выберет добро, и станет добрым.

- Определение понятий – не самоцель, они нежны для воспитания нравственных качеств.

Аристотель о рационалистической этике Сократа.

- Нравственность не может быть изменена на основе знания.

- Нравственные добродетели получаются в ходе воспитания, когда она превращаются……..