Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
1. Определение истины. Абсолютная и относительная истина. Субъективный и объективный моменты истины. Конкретность истины. Критерий истины
2. Различные концепции истины (конвенционализм, субъективизм, теория когерентности, прагматизм, марксизм)
3. Сущность и функции науки
Классическое определение истины
Истина – это знание, соответствующее действительности (Аристотель, Платон)
Классическое определение дал Аристотель: истина – это знание соответствует объективной реальности.
Можно ли сказать что истина и объективная реальность одно и то же? (не одно и то же, так как истина это знание а знания без людей нет)
Любая истина включает в себя субъективный момент всегда!
Объективное в истине это содержание знаний а субъективное – это форма выражения истины(можно выразить графически , словами, образами)
Были ли истины, когда на Земле еще не было людей?
Чем отличаются объективная истина и объективная реальность?
Основные положения теории истины
- В истине всегда присутствуют объективный и субъективный моменты
- Любая относительная истина включает в себя момент абсолютного знания.
- Вопрос о том, как отделить истинное знание от неистинного – это вопрос о критерии истины
- Истина всегда конкретна, т.е. за пределами определенных условий истинное знание может превратиться в ложное (вода кипит при tº100º)
- Истина – это не объективная реальность, а характеристика знания людей об объективной реальности
- Истина всегда скрыта; если бы истина лежала на поверхности, всякая наука была бы излишня.
- Истина – не застывшее знание, а представляет собой процесс, она углубляется и уточняется
- Наука не имеет монополии на истину – истину можно постичь в любом виде познания
Истина – это единство объективного и субъективного
Абсолютная истина
Абсолютная истина- это полное, готовое, законченное знание о мире, которое в дальнейшем не будет ни дополняться, ни изменяться.
Абсолютных истин не много, т.к.:
Изменяется мир и все явления, и объекты в этом мире
Совершенствуются методы и приборы в познании, что позволяет постоянно углублять и совершенствовать знания об объектах
Это фактическое знание: даты, атом имеет сложную структуру, все в мире меняется
Относительная истина
Относительная истина– это знание, которое может уточняться и добавляться.
То, что принималось за абсолютную истину может со временем стать относительной истинной.
Любая относительная истина включает в качестве элемента абсолютную истину, элемент неизменности.
Какие из предложенных истин носят статус абсолютных:
Земля имеет форму шара.
Атом имеет сложную структуру.
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года (при данной системе летоисчисления).
Вирусные инфекции не лечатся антибиотиками.
Всего на Земле 4 океана.
Все в мире находится в движении.
Масса – величина постоянная.
Если каждую истину считать относительной, то можно придти к релятивизму, то есть, нет ничего абсолютного, истина зависит от обстоятельств
Все относительно, значит, знание развивается, не застаивается.
Если все знания считать абсолютными (любое знание неизменно), тогда модно придти к догматизму.
Релятивизм
Философское направление, отрицающее возможность существования абсолютной истины, называется релятивизм – «всякая истина относительна; и если она зависит от конкретных условий, в одних условиях это истина, в других – ложь, то абсолютной истины не существует».Принцип релятивизма был обоснован и введен софистами.
Достоинства релятивизма
релятивизм – важнейшее орудие против догматизма; требует не принимать ничего на веру, не ссылаться на авторитетное мнение, доказывать каждое положение; вводится принцип конкретности истины
Недостатки:
Отрицание абсолютной истины ведет к тому, что субъективный момент истины становится определяющим - вплоть до полного отрицания объективной истины.
Догматизм
Догматизм - это признание любой истины за абсолютную.
Этот принцип может быть тормозом в познании (пример - геоцентрическая система, когда идеи гелиоцентрической системы в течении тысячелетия не принимались во внимание)
Субъективный и объективный моменты в истине
- Каждая истина – единство субъективного и объективного
- Объективное в истине – ее содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
- Субъективное(зависимое от человека) – форма; истину можно выразить графически, формулами, словами того или иного языка.
Критерий истины
- Это признаки, по которым мы отличаем истинное знание от неистинного, для этого применяются такие понятия как ложь (сознательное искажение истинности) и заблуждение.
- Критерий истины – это практика – предметно – чувственная деятельность по изменения объекта.
- В математике, логическое доказательство выступает в роли критерия истины. Логическая непротиворечивость - необходимое условие истинности.
- Беркли считал, что любой предмет это совокупность моих ощущений, человек тоже совокупность моих ощущений (солипсизм – в мире существуют только я и мои ощущения)
- Может ли быть такой критерий истинным, как мнение большинства? В этом случае мы субъективный момент доводим до максимума, ничего объективного не остается.
Виды практики (подтверждают или опровергают):
производственная деятельность,
опыт, эксперимент, наблюдение,
общественная деятельность по преобразованию общества
- Познавая объект, проникая в его сущность, мы должны убедиться, является ли наше знание истинным – встает вопрос о критерии истины, т.е. вопрос о ее проверки.
Теории истины
- Субъективизм: за истину принимается то, что признается большинством людей или всеми людьми.
- Конвенционализм: истина – результат соглашения ученых.
- Теория когерентности: истинным считается знание, которое не противоречит другим знаниям, входящим в систему. (Гегель- рационалист)
Истинное знание логически непротиворечивое, если знание системы – то все ее элементы должны быть согласованны.
- Позитивизм: истина – то, что не противоречит фактам (принцип верификации)
- Прагматизм: (Джеймс, Пирс) истина – это то, что приносит пользу, выгоду. Польза от практики отличается: польза более узкое понятие, в отличает от практики.
- Марксизм: критерий истины – практика (пример с ализарином – красящим веществом марены).
Практика
- Это предметно-чувственная деятельность, направленная на изменение объекта
- Практика существует в 3 видах:
- не может на 100% подтвердить или опровергнуть наше знание о мире.
- Критерий практики носит относительный характер, практика ограничена средствами и методами, используемые в данную эпоху.
Современные представления об истине
- Отказ от истины в работах современных авторов (А. Назаретян – истина – мифологическое понятие)
- Факты не могут подтвердить истину (пример «все белые медведи живут на Севере» ), поэтому истина должна остаться только в качестве регулятивного принципа (К.Поппер – принцип фальсификации: теория считается истинной, если она в принципе опровержима).
Парадоксы теории истины
- Если отказаться от понятия истины, то теряет смысл доказательства и дискуссии.
- Отказ от понятия истины ведет к отказу от понятия «прогресс науки», делает процесс познания не проникновением в сущность объекта, а простым приспособлением к реальности
- Наряду с этим следует признать, что классическое определение истины переосмысливается (научная теория опирается на абстрактные понятия и идеализированные объекты, далекие от реальности), поэтому следует говорить о соответствии не реальности, а результатам экспериментов – в этом случае понятие истины должно быть отброшено.
- Многие ученые говорят о том, чтобы вывести понятие истины из науки. Это основывается на относительных истинах.
- Карл Поппер говорил о том, что истина должна играть чисто регулятивную роль. Поппер основывает принцип фальсификации – любая научная теория будет только тогда считаться научной только если она фальсифицируема (может быть опровергнута).
Три аспекта науки
Наука как знание
- В отличие от других видов знания, научное знание систематизированное, аргументированное ( в отличие от обыденного познания), достоверное, рационализированное (выраженное в общих понятиях, а не в образах – в отличие от художественного познания), доведенное до уровня законов.
Признаки научного познания
1. Стремление к объективности
2. Методологизм (использование специальных методов и приборов)
3. Воспроизводимость
4. Доказательность и обоснованность
5. Использование специального языка
6. В научном познании существует два уровня – эмпирический и теоретический
7. Логическая непротиворечивость
Наука и вненаучное знание
- Наука и преднаука
- Наука и лженаука(псевдонаука)
- Наука и антинаука
- Наука и вненаучное знание
- Наука и паранаука (околонаучное знание)
Наука и паранаука(общие черты)
- Использование специфических терминов и понятий, не совпадающих с языком обыденной речи (аура, биополе, астральное тело и т.д.- в паранауке)
- Использование приборов
- Стремление познать непознанное
- Чтобы заниматься наукой, как и паранаукой, необходима специальная подготовка
Наука и паранаука (отличие)
- Научное знание – рационализированное, т.е. опирается на разум, логику; паранаучное опирается на интуицию, экстрасенсорные способности.
- Научное знание – воспроизводимое везде и всегда при определенных условиях; паранаучное – уникальное, не устанавливает законы, не доводит до уровня всеобщего.
- Научное знание должно исходить из проверенных, достоверных, доказанных посылок; паранаучное знание может исходить из произвольных предпосылок
- Паранаучные открытия нельзя планировать, они обладают низкой прогностической способностью
- Для науки возможен принцип «это науке пока неизвестно; паранаука может объяснить все.
- Паранаучные открытия нельзя планировать, они обладают низкой прогностической способностью
- Для науки возможен принцип «это науке пока неизвестно»; паранаука может объяснить все.
Уровни научного познания
- Эмпирический уровень (формы эмпирического уровня – наблюдение, эксперимент)
- Теоретический уровень (формы теоретического уровня – гипотеза, теория)
На каждом уровне научного познания применяются свои методы.
Методы применяемые на эмпирическом уровне:
- классификация
- систематизация
- сравнение
- аналогия
- реальное моделирование (модели которые есть в реальности)
В результате применения этих методов сначала устанавливаются научные факты, а потом законы эмпирического уровня. На этом уровне применяются различные приборы.
Методы теоретического уровня:
- абстрагирование
- идеализация
- формализация
- моделирование (идеальные модели)
В результате устанавливаются теории концепции, законы теоретического уровня.
Сущность и функции науки:
Наука – совокупность достоверных знаний о мире.
Знания должны быть:
- логически непротиворечивые
- аргументированные
- выраженные в знаково-символической форме
- рационализированные(выражение в общих понятиях)
- достоверные
- доведены до уровня законов
Наука это не только знания которые уже получены, но еще и вид деятельности по получению этих знаний.
Наука имеет три аспекта:
- вид знаний
- вид деятельности
- социальный институт
Виды деятельности:
- трудовая(производственная) деятельность
- коммуникативная (общения) деятельность
- познавательная
- игровая
- художественная
Конечный результат трудовой деятельности– получение продукта
Коммуникативной деятельности– такая потребность
Познавательная– получение нового знания и цель и результат
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия