logo
Лекции по философии / Лекция!!!!!!!!!

Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия

  1. особенности социального познания

  2. основные теоретические модели изучении общества

Общество стало предметом изучения философии на более позднем этапе.

Первыми философами были Платон и Аристотель, а предпоследним был Маркс

Соц. философия ставит следующие проблемы:

- что является основой развития общества?

- общество развивается по законам или хаотично? Есть ли в обществе вообще законы?

- есть ли в обществе прогресс или оно развивается регрессивно?

- какую роль играет личность в развитие общества?

- как взаимодействуют различные сферы общества?

Законы природы-законы общества

Чем законы природы отличаются от законов общества?

«История развития природы в корне отличается от истории развития общества. В природе действуют слепые бессознательные силы, из взаимодействия которых рождаются законы. А в обществе действуют люди наделенные сознанием. Каждый преследует свои собственные цели и их интересы не пересекаются.» Ф.Энгельс

Есть ли в обществе законы?

(не правовые, политические, моральные и пр. а объективные законы, по которым развивается общество)

Трудности решения проблемы

- Закон – это объективное, необходимая, повторяющаяся связь явлений и объектов

- могут ли быть в обществе законы, где все явления неповторимы, где действуют люди с яркой индивидуальностью?

Варианты ответов:

- если признать что в обществе такие законы есть, то следует признать что все идет по законам независимым от деятельности людей. Последовательное проведение такой линии может привести к фатализму.

- если признать, что объективных законов нет, то следует признать, что в обществе действует произвол. Последовательное проведение этой линии может привести к волюнтаризму.

Отсюда такое представление об обществе:

- объективных законов не существует; в обществе есть честные и бесчестные, честные всегда проигрывают; история ничему не учит.

- при такой постановке вопроса исчезает смысл изучения общества

- большинство исследователей полагают, что общество изучать необходимо, чтобы найти основу общества. При модернизации общества важно знать, с чего начинать переустройство.

Особенности социального познания (с точки зрения неокантианства)

Неокантианцы: Риккерт, Виндельбанд.

Социальное познание необходимо сравнивать с естественно научным познанием.

- метод познания природы – объяснение (подведение под закон, исследование общего или общих закономерностей)

- метод социального познания – понимание (исследование индивидуальных неповторимых событий истории)

- при исследовании природы необходимо максимально абстрагироваться от личности исследователя, его интересов и ценностей.

- при исследовании общественных явлений необходимо учитывать интересы и ценности исследователя, чтобы иметь основания выбора исследуемых явлений.

Особенности социального познания:

  1. законы развития общества носят статистический, вероятностный характер, т.е. они распространяются на общество в целом; деятельность отдельных личностей может не подчиняться этим законам.

Законы общества:

- законы возвышения потребностей (в обществе потребность всегда выше, чем возможности их удовлетворения)

- закон соответствия производительных сил и производственных отношений

- закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию

  1. Ограниченное применение эксперимента

  1. Большую роль в социальном познании играет личная позиция исследователя

  1. Базируется на письменных источниках (юридических, исторических, философских, художественных и пр.)

Герменевтика – это искусство толкования текста. Герменевтический круг – общее можно понять только исследовав частное, а частное только зная общее.

Общество

- общество представляет собой динамическую систему, где все элементы взаимосвязаны.

- общество – это продукт взаимодействия людей. Оно не сводится к простой сумме индивидов.

Идея прогресса

Общество развивается от простого к сложному.

- впервые идея прогресса появляется в социальной философии лишь в 18 веке. Автор идеи – Кондорсэ – «Опыт прогрессирующего разума»

- прогресс в обществе носит противоречивый характер – прогресс в одних областях сопровождается регрессом в других областях. Прогресс в технике, науке приводит к регрессу в другой области.

Высшая точка развития общесвта была в прошлом – христианская точка зрения.

- не принимают идею прогресса в обществе – вся христианская философия, некоторые современные философы. (Поппер)

Прогресс сопровождается регрессом и изображается в виде восходящей ломаной линии

Основные модели развития общества

  1. Географический детерминизм:

Развитие общества определяется (детерминируется) климатические условия, в которых живут люди. Географическая среда определяет и характер людей, и тип политического устройства.

Достоинства: географическая среда, действительно, определяет некоторые психологические черты человека – эмоциональность южан, сдержанность северян и пр.

Недостатки: источник развития общества должен быть в нем самом, а не вне него. При сходных климатических условиях общественно-политический строй может быть различным.

  1. Идеализм:

В основе развития общества лежит сознание людей. Любая деятельность людей начинается с постановки цели, т.е. сознание людей определяет их бытие. Начинать изменение общества необходимо с изменения сознания. (если будут новые правовые законы то люди должны будут подчиняться им). Достаточно убедить людей в необходимости установления лучшего строя, новое общество будет успешно построено.

Достоинства: против фатализма; учитывает активность людей.

Недостатки: Кто воспитает воспитателя? Чем определяются цели? На эти вопросы невозможно ответить с позиции идеалистического понимания истории. Все материалисты в понимании природы до середины 19 века были идеалистами в понимании общества. Маркс – первый материалист в понимании общества.

  1. Материализм:

Впервые в истории общественной мысли появляется в трудах Маркса. Основные работы «Капитал», «К критике политической экономики», «Немецкая идеология».

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в независимые от их воли и сознания отношения – производственные отношения. Производственные отношения являются базисом, над которым возвышается громадная надстройка (политика, право, мораль и т.д.) Эти отношения определяют все остальные отношения – политические, правовые, моральные и т.д.»

Способ производства материальных благ

- в структуру способов производства входят производительные силы и производственные отношения

- производственные отношения со временем приводят в конфликт с производительными силами. Новые выросшие производительные силы сбрасывают старые производственные отношения, наступает социальная революция.

- производственные отношения – это формы собственности, поэтому они не могут меняться также быстро, как производительные силы.