Лекция № 12
Философия Нового времени.
Общая характеристика эпохи Нового времени. Общая характеристика философии Нового времени.
Основные философские направления. Сенсуализм. Эмпиризм. Рационализм.
Эпоха нового времени (17-19 века).
- Буржуазные революции в Европе.
- Развитие капитализма, нацеленность на успех, получение прибыли.
- Секуляция- церковь теряет свое влияние на все сферы жизни общества, возникновение протестантизма.
- Философы того времени были верующими людьми.
- Господство пантеизма и деизма.
Деизм– принцип, согласно которому Бог создал мир и далее не вмешивает в его развитие. Мир развивается по своим законам.
Пантеизм– Бог есть всё.
Особенности эпохи Нового времени
- Развитие науки, первая научная революция. Бурное развитие естественных наук. Зарождение технических наук. Появление эмпирических методов сознания. Широкое распространения эксперимента.
- Появление учебных заведений нового типа (сочетание теоретической подготовки с лабораторными исследованиями). (Высшая политехническая школа, высшая медицинская школа)
Общая характеристика философии Нового времени.
- Из трех разделов философии более всего развита гносеология, особое внимание – методологии (учению о методе).
- Критикуется и уходит в прошлое схоластический метод.
- Философам было стыдно, что они не физики. Статус науки был очень высок. Философы старались изо всех сил.
- В социальной философии возникает учение об обществе, законах его развития (учение Гегеля, Маркса).
Философия Нового времени.
Этот период называют классической философией:
- господствует принцип рационализма (разум лежит в основе познания, является высшей частью души, лежит в основе мира);
- уверенность в том, что достаточно устранить помехи познания и объективное знание будет получено, причем есть один путь, который ведет к этому знанию.
Философы и философские направления Нового времени.
- Эмпиризм (Ф. Бэкон)
- Рационализм (только в познании) (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- Сенсуализм (Локк, Гоббс, Беркли)
- Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте)
- Философия марксизма
Сенсуализм (Локк, Гоббс – материалисты, Беркли – идеалист).
- Сенсуализм(сенсус – чувство) – знание о внешнем мире мы получаем двумя путями – от органов чувств и от разума. От внешнего мира мы получаем ощущения, синтезируем их, обобщаем, и разум создает теории. Разум не отвергается, но завышена роль ощущений.
- В основе познания – чувства. «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах».
Беркли
- Стоял на позиции сенсуализма, но его сенсуализм – идеалистического типа.
- Преувеличение роли органов чувств в познании может привести к мысли о том, что весь мир – это совокупность моих ощущений. Весь мир творится моими ощущениями. Нет моих ощущений – нет предмета. Доказать, что предмет на самом деле есть можно только практически. Это позиция субъективного идеализма.
- Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма – существуют только Я и мои ощущения, даже другой человек – это мои ощущения.
Локк
Также придерживался сенсуалистических позиций, но был материалистом.
Никаких врожденных идей не существует – человек рождается с сознанием чистой доски, на которой природа пишет свои иероглифы.
Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Познание начинается с разума. Чувства обманывают, на их основе не может быть подлинного знания. Чувства отражают лишь единичные вещи. Чувства помогают ориентироваться лишь в обыденной жизни.
«В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».
Теория врожденных идей Декарта.
Есть знания, которые не требуют чувственного восприятия. Человек уже рождается с этими знаниями, они не требуют проверки.
«Если два отрезка по отдельности равны третьему, то они равны между собой», идея о том, что Бог есть; идея чисел и фигур; если к равным величинам прибавить равные, то они будут равны между собой.
Учение о методе Декарта.
Метод (с греч. – путь), как фонарь освещает путь. Имея надежный метод, можно быстро продвигаться по пути познания.
В основе познания лежит разум, поэтому необходимо исследовать особенности и возможности разума. Разум начинает процесс познания. Процесс познания начинается с сомнения. Поэтому церковь так и боялась науки и философии. Неизвестно куда приведут сомнения.
Принцип сомнения.
Всякое познание начинается с сомнения.
Человек, по Декарту, может сомневаться во всем, даже в своем собственном существовании. Только способность мыслить может снять это сомнение.
«Мыслю, следовательно, существую», - Декарт.
Нужно исследовать процесс мышления.
Учение о методе Декарта.
Первое: Никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью; включать в свои рассуждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению (принцип очевидности).
Второе: Делить трудность на столько частей, сколько потребуется, чтобы их разрешить.
Третье: Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить по ступеням к более сложным.
Четвертое: Делать перечни настолько полные и столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия