Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
Онтология и гносеология Платона.
Платон о человеке и государстве.
Философия Аристотеля.
Платон.
- Платон – ученик Сократа и учитель Аристотеля.
- В молодости увлекался поэзией. Но после диалога с Сократом сжег все стихи.
- Подлинное имя – Аристокл. Платон переводится как «широкий», «широкоплечий».
- Резко критиковал софистов.
- Формально принадлежал к софистам, но не прибегал к их этимологии.
- Создал совершено уникальную систему государства.
- Писал диалоги, где главное действующее лицо – Сократ.
- Основал философскую школу-академию, которая просуществовала 900 лет. Над входом висел лозунг «не геометр не войдет», в академии обучали только тех, кто знал математику.
- Общее между философией и математикой: числа.
Онтология Платона – учение о бытие.
- В основе мира – идеи и материя.
- Материя (в терминологии Платона – хора) – бесформенная, косная, пассивная. Хотя она никем и ничем не создается, но без нее не обойтись: она служит основой, субстратом, из которого появляются все вещи в результате активности эйдосов (идей).
- Платон считал, что существует два разных мира – мир вещей и мир эйдосов:
- Неподлинный мир – мир вещей (вещи – тени идей). Вещи возникают исчезают, они приходят в негодность, поэтому для них не характерна вечность.
- Мир идей – это мир эйдосов, мир идеальных сущностей. Эйдосы существуют до и независимо от людей, они вечны – никем и ничем не создаются, они неизменны и совершенны. Например, понятие красоты. Эйдосы – общие понятия (понятие животное, понятие мебель и т.д.).
- Существует иерархия идей, на вершине иерархии – идея добра, идея истины и идея красоты.
- Платон – объективный идеализм дуалистического вида.
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия