Идолы познания (ф. Бэкон).
Идолы познания – это помехи, которые стоят на пути познания:
Идолы рода
Идолы театра
Идолы пещеры
Идолы рыночной площади
Идолы рода.
Это помехи познания, свойственные всему человеческому роду; ограниченность органов чувств человека, ограниченность разума.
Органы чувств человека несовершенно. Глаз орла видит лучше, нюх у собаки лучше. Ультразвук могут воспринимать только дельфины.
Эти помехи познания носят врожденный характер. Избавиться от них нельзя, но необходимо учитывать в процессе познания.
Идолы пещеры.
Каждый человек воспринимает не весь мир, а только часть его, как будто видит его из своей пещеры. Его видение мира обусловлено эпохой и культурой того общества, в котором он живет, уровнем его образования социального положения и т.д.
Эти помехи познания носят врожденный характер, они имеют индивидуальную природу.
Идолы рода и идолы пещеры – врожденные идолы.
Идолы театра.
Это помехи познания, связанные влиянием авторитетов. Влиятельное мнение может исказать истину.
Эти помехи познания носят приобретенный характер.
Идолы рыночной площадки.
Помехи познания, вызванные неправильным употреблением слов.
От этих идолов труднее всего избавиться, хотя они и носят приобретенный характер.
Бэкон поставил сложную проблему – как соотносятся слово и реальность.
«Новая Атлантида» Ф.Бэкона.
Бэкон описал принципы организации нового общества, где у власти будут стоять ученые – «Дом Соломона».
Начинает утверждаться принцип сциентизма – неоправданное расширение возможностей науки и уверенность в том, что наука может решить все проблемы, даже сделать человека счастливым.
Лекции № 13
Философия Нового времени (продолжение).
17-19 века.
Немецкая классическая философия
Философия марксизма
Немецкая классическая философия (80-е годы 18 века – 1831 г.)
- Представители: Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель.
- Основная тематика – проблемы познания (гносеология), учение о методе (методология).
Особенности немецкой классической философии:
- идеализм – первичность сознания и вторичность материи
- диалектика – учение о развитии
- идея активности субъекта познания
Иммануил Кант
- Кант – основатель немецкой классической философии
- Основное произведение – «Критика чистого разума»
- Всю жизнь прожил в Кёнингберге, его называли «кёнигсбергским магистром»
- «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне» – две основные темы, которые более всего интересовали Канта, два основных источника его философии.
- Вместе с Лапласом создает космологическую теорию.
- Формулирует основные законы нравственности (категорический императив). Императив- закон, категорически – выполняется при любых условиях.
Категорический императив Канта:
Поступай с другими так, чтобы другой человек был всегда целью и никогда – средством.
Поступай с другими так, чтобы максима твоего поступка стала всеобщим законом. (Как вы поступаете с другими, представьте, что все люди станут поступать также. Согласитесь ли вы жить в таком мире?) – это сказанное другими словами Золотое Правило Нравственности Конфуция
Теория познания Канта.
- Основная работа Канта по гносеологии – «Критики чистого разума».
- Кант ставит вопрос о границах познания.
- Кант вводит понятие «априорное» - доопытное, предшествующее опыту и «апосториорное» - послеопытное, на основе опыта.
- Априорные формы чувственности – это пространство и время. Они объединяют, упорядочивают чувственные данные.
- Кант вводит понятия «вещь в себе» и «вещь для нас».
- «Вещь в себе» - сущность вещи, как она существует до и независимо от нас, т.е. это вещь до нашего восприятия, сущность всегда скрыта, не лежит на поверхности. «Вещь в себе» в принципе непознаваема.
- «Вещь для нас» - то, как мы воспринимаем вещь, это явление.
Антиномии Канта.
- Антиномии – это противоположные друг другу теоретические положения (тезис и антитезис), которые аргументируются одинаково убедительно.
- Кант приводит 4 вида антиномий, но отмечает, что в нашем познании их значительно больше.
Виды антиномий.
Тезис | Антитезис |
Все в мире подчинено необходимости | В мире существует свобода |
Мир конечен | Мир бесконечен |
Каждая сложная субстанция состоит из простых | В мире нет ничего простого |
Существует первопричина - бог | Первопричины не существует |
Гегель
- Его философия – вершина немецкой классической философии была признана официальной философией Германии начала 19 века.
- Разработал логически стройную систему объективного идеализма.
- Значительные успехи в области логики, диалектики, философии права. Написал историю философию.
Философию Гегеля.
- В основе всего, по Гегелю, абсолютная идея – сгусток сознания, не отягощенной материей. Абсолютная идея порождает и природный мир, и человека. Гегель – объективный идеалист.
- Абсолютная идея проходит ряд стадий развития – доприродное бытие, природа, человеческое общество.
Диалектика Гегеля.
- Гегель сформулировал 3 закона диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицая и закон перехода количественных изменений в качественные.
- Диалектика Гегеля – идеалистическая. Развивается абсолютная идея, в природа развития нет.
Философия Фейербаха.
- Л.Фейербах – философ-материалист (в отличие от других представителей немецкой классической философии).
- Его материализм – антропологический. В центре внимания его философии – человек.
- Фейербах не понял и не принял диалектики Гегеля («вместе с водой выплеснул и ребенка» - Энгельс), т.е. Фейербах стоял на метафизической позиции.
- Был одним из сильнейших критиков христианства.
Карл Маркс.
- Создал политическую экономию капитализма.
- Учение о коммунизме.
- Материалистическое понимание истории.
- Диалектический материализм.
- В разборке своей философии опирался на диалектику Гегеля и материализма Фейербаха.
Философия марксизма.
- Маркс и Энгельс – философы-материалисты. В основе всего – материя. Материя находится в постоянном развитии. Источник развития – в самой материи. Их материализм – диалектический.
- Критиковали Фейербаха за метафизичность (отрицание идеи развития), Гегеля – за идеализм.
Диалектика Маркса.
- Диалектика Маркса, в отличие от диалектики Гегеля – материалистическая.
- Развитие идет по законам (признание трех законов диалектики, которые сформулировали Гегель).
- Развитие идет во всех сферах – в природе, общества, мышлении, познании.
Теория познания.
- В теории познания Маркс и Энгельс стояли на позиции сенсуализма.
- Подчеркивали активность субъекта познания.
- Подчеркивал роль практики в познании: практика – основа познания, цель познания и критерий истины.
Учение Маркса об обществе
- С учением Маркса материализм был достроен «доверху» - материалистические идеи были не только в области понимания природы, но и общества.
- До Маркса все материалисты в понимании природы стояли на идеалистических позициях в понимании общества.
Материалистическое понимание общества.
- Общественное бытие определяет общественное познание.
- Люди ставят себе определенные цели и затем реализуют их – такова традиционная точка зрения на общество, то есть в основе развития общества лежит сознание.
- Марксом поставлен вопрос – чем обусловлены цели? И дан ответ – как люди живут, такого и их сознание, то есть их цели, идеалы, сознание в целом обусловлены их бытием – материализм в понимании общества.
Последователи
- Соратник – Ф.Энгельс
- Последователи – В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Н.В. Бухарин и др.
- Лекция № 1 Философия в системе культуры
- 1. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 2. Мифологическое мировоззрение (мифология).
- 3. Признаки религиозного мировоззрения.
- Лекция №2 Сущность и предназначение философии.
- 1. Особенности философского мировоззрения.
- 2. Истоки философии.
- 2. «Семь мудрецов»
- Лекция №3 Сущность и предназначение философии.
- 3. Разделы философии.
- Лекция №4 История философии. Античная философия (6 в. До н.Э. – 4 в н.Э.).
- Сторонники: Гегель «Нет ни одного положения Гераклита, которое я взял бы в свою «Логику»»
- Лекция 5. Ранняя греческая философия (продолжение).
- Направление философии Пифагора – объективный идеализм.
- Лекция №6 Античная философия классического периода.
- Лекция №7. Философия Платона и Аристотеля.
- Мир вещей.
- Миф о пещере.
- Платон о бессмертии человека.
- Платон о формах правления.
- Платон об идеальном государстве.
- Отношение к искусству.
- Критики Платоновского идеального государства.
- Аристотель – ученый энциклопедист.
- Онтология и гносеология Аристотеля.
- Телеология (энтелехия).
- Лекция №8 Античная философия (окончание).
- I. Гносеология Аристотеля.
- Формы правления.
- Значение философии Аристотеля.
- Особенности греко-римского периода.
- Эпикур.
- Гедонизм Эпикура.
- Антисфен.
- Античная философия: выводы.
- Лекция №9. Особенности Восточной философии.
- Западное и Восточное мировоззрение: единство и различие. Чем западное мировоззрение отличается от Восточного?
- Истоки древней философии
- Брахманизм
- Философия древней Индии.
- «Восмиричный путь»
- Лекция 10.
- 1. Древнекитайская философия.
- Средневековая философия
- Особенности эпохи средневековья:
- Основные этапы средневековой философии:
- Как соотносятся знание и вера?
- Лекция №11. Средневековая философия(окончание) и философия Возраждения.
- Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.
- Эпоха Возрождения
- Лекция № 12
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- Ф. Бэкон.
- Идолы познания (ф. Бэкон).
- XIX век
- Лекция № 14
- Шопенгауэр – Гегель.
- Философия жизни.
- Ницше (1844-1900)
- Учение о сверхчеловеке.
- Ницще и христианство
- Пути выхода бессознательного
- Лекция № 1 (04.02.2010) Философское учение о бытии.
- Лекция №2. (18.02.2010) Философское учение о познании (гносеология)
- Лекция №3 (04.03.2010) Философское учение об истине
- Лекция № 4 (18.03.2010) Социальная философия