logo
Лекции по философии / Лекция!!!!!!!!!

Номиналисты и реалисты средневековья. Проблема теодицеи.

Знание и вера.

- только вера помогает знать, вера – основа знания. «Верю, чтобы понимать» - мышление должно быть подчинено вере (Ансельм Кентерберийский, ??? и др.)

-«Знаю, чтобы верить» - Фома Аквинский. Знания укрепляют веру.

Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

- предмет спора – природа общих понятий (универсалий). Как соотносится общее и единичное.

- с точки зрения номиналистов в основе всего божественная воля. Бог создает все вещи, предметы, а общие понятия лишь имена вещей, вторичны по отношению к вещам.

- крайний номинализ: общие понятия – лишь сотрясание воздуха.

Номинализм

- слово «номинализм» происходит от латинского «nomon» - имя. Общие понятия(универсалии)- имена вещей, названия.

- чем имя отличается от общего понятия? Имя – Иван, общее понятие – человек.

- имена, названия, обозначения – могут быть произвольными (пример – разныеназвания одного и того же в разных языках).

- общие понятия – объединение в одном слове общих признаков для ряда объектов.

- представители: Р.Бэкон, У.Оккам, Росцеллин и др. – в основном на этапе поздней схоластики.

«Битва Оккама»

- «Не следует без надобности преумножать сущности»

Речь идет о том, что изучать явления, при этом обходиться минимумом общих понятий.

Реализм.

- средневековый реализм отличается от реализма в традиционном смысле слова;

- Средневековый реализм:

«В основе всего – божественный разум». Ссылаются на Библию: «Вначале было слово». Реально существуют лишь общие понятия. Вещи вторичны.

- Представители реализма: Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин и др.

Конвенционализм.

- это диалектическое соединение противоположностей – общего и единичного

- нет противопоставления понятий и вещей (общего и еденичного)

- позиция конвенционализма: общее – в самих вещах

- представитель конвенционализма – Абеляр

Проблема теодицеи.

- Теодицея – от «тео» - бог, «дице» или «дике» - богиня справедливости.

- Теодицея – оправдание бога за существование зла. Это вопрос о происхождении зла. Входило ли зло в план творения мира?

Если бог добр и всемогущ, почему он допускает зло?

- Философия – служанка богословия. То есть религия предоставляет готовые истины (в данном случае – бог не виновен в существовании зла), а философия должна эту истину доказать. Т.е. философия не свободна в поиске истины.

Теодицея: пути решения проблемы.

- Гностики (2 век). Валентин , Василид. Существует 2 бога – бог-отец (создатель, демиург) и бог-сын (искупитель). Бог-сын – добрый бог, никому не делает зла, не обвиняет. Все зло – от бога-отца. Создал несовершенный мир, жестоко наказывает людей (сожжение Содома и Гоморры, всемирный потоп и пр.). Впоследствии гностицизм объявлен ересью, книги сожжены.

- Манихейцы. Есть два мира – мир материальный, телесный, природный и мир духовный, божественный. Добро от мир духовного, зло – от материального. В человеке борются эти два начала. Телесное тянет человека вниз, духовное – возвышает к богу.

- Теодицея (Августин). С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым, с другой – существование зла несомненно. Зло не принадлежит природе. Нет абсолютного противопоставления добра и зла. Зло – недостаток добра.

Теория двух истин.

- На этапе схоластики появляется теория двух истин (Эриугена).

- Существуют два вида истин: истины религии (веры) и истины науки (знания). Между ними нет противоречия.

Фома Аквинский.

- систематизатор средневековой философии (13 век)

- говорил о необходимости рационального доказательства истин религии (верить можно только в то, что знаешь)

- современная католическая церковь объявила учение Фомы Аквинского теоретическим ядром каталицизма

Доказательства бытия бога.

  1. Каждый объект, каждое явление существует по какой-либо причине. То явление, которое является причиной, само должно быть чем-то обусловлено. Так до бесконечности продолжать не может – должна быть первопричина, которая ничем не обусловлена. Это может быть только бог.

  2. Все вещи, объекты и явления совершенны в той или иной степени. В мире нет ничего, обладающего полным совершенством.

Как можно узнать, что одно более совершенно, чем другое?

Только сравнивать с абсолютным совершенством – это может быть только бог.

Средневековая философия (общие выводы)

- вся философия была религиозной, тесно смыкалась с христианской религией

- была не свобода в поиске истины; доказывала истины религии, при этом опиралась на авторитеты (Библия, труды Аристотеля)

- по сравнению с античной философией, средневековая философия продвинулась вперед в истолковании текста, в оттачивании понятий, строгой логичности. Этому способствовали диспуты в университетах

- на этапе поздней схоластики призывала к опытному исследованию природы