Сыновнее благочестие и сознание своего места
Следует подчеркнуть, что в соответствии с существовавшим в Китае древним культом — почитания предков, Конфуций особенно подчеркивал важность сыновнего благочестия. Оно заключалось в повиновении сына отцу, и вообще, верности семье. Сын должен повиноваться отцу до смерти отца, а затем своему старшему брату и т.д. На отце лежит обязанность воспитать сына в добродетели. Поэтому отец должен вести себя по отношению к сыну так, чтобы тот смог проявить свою добродетель.
Для того, чтобы правило сыновнего благочестия соблюдалось, чтобы оно стало нормой жизни, каждый гражданин страны должен в точности знать обязанности, связанные с его положением, т.е. какие обязанности возлагаются на сына, отца, мужа, жену, правителя, подчиненного и т.д. Незнание этих правил или их несоблюдение приводит к хаосу в мышлении человека, что становится причиной его неконтролируемого, беспорядочного, своевольного поведения.
Путем принуждения нельзя привести людей к проявлению добродетели. Это стремление должно идти от сердца, рождаться на основе искренних побуждений. Но ведь искренние побуждения у человека могут быть не только добрыми, но и злыми. Как быть? Конфуций учил, что во всякое время человек должен придерживаться золотой середины.
Отношение Конфуция к религии
Что касается религии, то Конфуций ее не отвергал. Он исполнял принятые ритуалы и приносил жертвы духам предков. Однако все его внимание было направлено на то, чтобы быть полезным обществу. То, что приносило пользу обществу, Конфуций считал важным. Однажды кто-то его спросил, следует ли людям исполнять обязанности по отношению к предкам. Он ответил также вопросом: «Не научившись служить людям, можно ли служить духам?» В другом случае он высказался так: «Стремиться к тому, чтобы народ выполнял свой долг в почитании духов и душ умерших, но держаться от них подальше. Это и есть мудрость». Однако, несмотря на высказанные мысли, именно Конфуцию приписывается авторство «Книги перемен» (одной из книг «Пятикнижия»), которая обыкновенно использовалась китайцами для гаданий.
Взгляды Конфуция на политику
Конфуций учил, что улучшение положения в стране должно начинаться с правителей. Если они будут поступать честно и благородно, граждане скоро последуют их примеру. Для пояснения своей мысли Конфуций употребил такую метафору: «Добродетель князя подобна ветру, а добродетель народа подобна траве. Когда ветер подует, трава, естественно, согнется». Поэтому необходимо, чтобы правители, как это было в древности, являлись примером для граждан. Для того, чтобы совершенствовать свой характер, правители должны следовать моральным законам дао, а для лучшего понимания дао, следует развивать чувство «жэнь» — чувство человечности.
- Философия Древнего Востока
- I. Философия Индии. Индуизм
- Воплощения Вишну
- Учение о перевоплощении
- Закон кармы
- Кастовая система общества
- Спасение
- Понятие вечности в индуизме
- III. Учение Будды
- Ответ, который нашел Будда
- Средний путь Будды: «четыре великих истины» и путь восьми ступеней
- IV. Философия Китая
- Даосизм
- V. Учение Конфуция
- Философия Конфуция
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и сознание своего места
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае