logo
ф-фия др

Воплощения Вишну

Веды описывают Вишну, имеющего много различных имен, как богохранителя и как творческую космическую энергию. Поклонение Вишну связано с мессианским учением о его периодических явлениях на земле в различных вопло­щениях. Индуисты разных сект поклоняются ему в одном из воплощений или во всех десяти. Этот бог представляется как борец за правду. В своем последнем, десятом, воплощении он явится на небесах, сидящим на белом коне, чтобы истребить злых и установить на земле праведность.

Самыми важными воплощениями Вишну являются седь­мое и восьмое. В седьмом он называется Рама и совершает поход из Северной Индии на остров Шри-Ланку для освобо­ждения своей жены Ситы, которую похитил демон Равана. Рама и Сита являются не только воплощением Вишну, но также несут в себе все человеческие и духовные качества, известные во Вселенной.

В восьмом воплощении Вишну носит имя Кришны, кото­рый требует всецелого посвящения человека своему богу и исполнения долга (дхармы). Принц Арджун, который вместе с родными братьями был незаконно лишен права на царство, сомневался, должен ли он вступить в борьбу со своими двоюродными братьями, которые захватили в свои руки цар­ство его отца. Кришна убеждает Арджуна вступить в бой и уговаривает подчиниться его воле. В борьбе за правое дело от человека требуется полное посвящение Кришне, а также терпение и самоотречение.

Индуизм практикует поклонение также богу Шиве, зани­мающему третье место в индусской триаде. Шива более гро­зен и сложен, чем Вишну. Он исполняет много ролей и ха­рактеризуется как творец и разрушитель, аскет, бог плодоро­дия, безумный танцор и йог со «вставшими копной волоса­ми». Он символизирует вечный ритм жизни и смерти во Все­ленной. Как говорится в одном мифе, Шива создал реку Ганг. Наиболее распространено изображение Шивы в виде четы-рехрукого танцора, символизирующего проявление твор­ческой и разрушительной вселенской энергии бога. В отли­чие от Вишну Шива не имеет перевоплощений. Однако не­сколько богинь связаны с ним супружескими узами. К ним относятся: Шакти, являющая собой символ женственности и плодородия и представляющая оборотную сторону мужест­венности Шивы, и Кали, которая, будучи великой богиней и женой Шивы, представляет силу разрушительную. Кали внушает большой страх, и культ поклонения ей был связан с половыми оргиями. Таким образом, Шива и связанные с ним богини представляют сочетание положительных и отрица­тельных начал, существующих во Вселенной и в мире людей.