logo
ф-фия др

Понятие вечности в индуизме

Цель, к которой стремится последователь индуизма, — нирвана. Это истинная сфера бытия и полной свободы, ко­нечное освобождение не только от процесса перевоплоще­ний, но и от своей личности. Подобно тому, как выброшен­ная океаном капля воды, падая обратно, сливается с массой воды и перестает быть каплей, так и душа, освободившись от «колеса земных воплощений», растворяется в нирване. Хотя это состояние трудно объяснить, индусы говорят, что оно не является состоянием лишения. Некоторые называют нирвану чистым интуитивным сознанием. По контрасту с учением индуизма, Библия говорит о вечном сохранении личности человека, о его вечном общении со Всевышним Богом-Творцом как с отдельной Высшей Личностью.

В индуистской триаде богов кроме трансцендентной идеи, представляемой Брахмой, существуют идеи о неразрывной связи добра и зла, представленные соответственно богами Вишну и Шивой. Боги индуистов являются отражением ре­ального мира, в котором есть и добро, и зло. Однако, в конце концов, все едино, все соединяется в Брахмане, как едином, целом и вечном.

Идеи индуизма обычно принимаются европейцами не в форме философии религии, а в форме психологических или физических упражнений для улучшения здоровья или ду­шевного состояния. Однако они нередко присоединяются к индуистским культам и становятся последователями какого-нибудь гуру, занимаются медитацией и йогой.

Система йоги — философская школа. Цель ее — освобо­ждение духа от неких причин, вынуждающих человека, его дух к бесконечным перевоплощениям. Под освобождением понимается «полное обособление индивидуума от мира, замкнутость в себе». Жаждущий достичь подобного состоя­ния должен пройти через 8 ступеней йоги:

- воздержание — отвлечение чувств;

- внутренняя дисциплина — концентрация внимания;

- положение тела — медитация;

- контроль за дыханием — самоуглубление.