logo
ф-фия др

Средний путь Будды: «четыре великих истины» и путь восьми ступеней

Путь к просветлению, который предлагал людям Гаутама,. называется средним путем, т. е. чтобы достичь состояния нирваны, человек не должен истязать себя строгим аскетиз­мом, вместе с тем, он не должен наслаждаться роскошью, как это было в жизни самого Гаутамы до того, как он оставил семью. Лучше всего держаться среднего уровня жизни. Просветления можно достичь через принятие учения Будды и практическое следование его советам. Советы, или заповеди Будды известны как «четыре великие (в другом переводе — благородные) истины»: 1) страдание, 2) причина страданий, 3) избавление от страданий, 4) путь, ведущий к этому избав­лению (освобождению), — и истолковываются следующим образом.

1. Первая истина провозглашает, что жизнь полна страда­ний и боли, которые проявляются в рождении, в перенесении всякого рода мучений, в болезни, старости и смерти.

2. Вторая истина говорит, что причина боли заключается в желании наслаждаться и в стремлении к удовлетворению чувственных побуждений.

3. Третья истина учит, что для освобождения от страданий человек должен избавить себя от всякого рода стремлений и желаний.

4. И наконец, четвертая истина для достижения освобож­дения предлагает путь, состоящий из восьми ступеней, кото­рый предполагает последовательное выполнение строго оп­ределенных требований.

Первая ступень: иметь правильные взгляды, т. е. принять четыре великие истины и путь восьми ступеней.

Вторая ступень: принять правильное решение, т. е. твер­до решить отказаться от чувственных стремлений и желания нанести боль другому человеку или живой твари.

Третья ступень: говорить правду, т. е. принять решение не лгать, не клеветать, не говорить что-то недоброе против другого человека, а также не болтать попусту языком.

- Четвертая ступень: правильное поведение, т. е. жить так, чтобы не убивать любую живую тварь, пользоваться только тем, что дают тебе люди, не совершать незаконного полового акта.

Пятая ступень: правильный выбор, т. е. человек должен зарабатывать на жизнь только таким способом, который не наносит другим вреда.

Шестая ступень: правильно направленное усилие, т. е. сопротивление своим злым побуждениям и максимальное старание развить в себе добрые черты характера и совершать только добрые деяния.

Седьмая ступень: правильное созерцание, т. е. стремле­ние быть наблюдательным, усердным, внимательным и сво­бодным от желаний и печали.

Восьмая ступень: правильная медитация, которая дости­гается путем концентрации.

Гаутама Будда верил, что во Вселенной обитают различ­ные божества и демоны, но смотрел на них как на временные существа, которые, подобно людям, рождаются и умирают. И потому считал бесполезным надеяться на их помощь и обра­щаться к ним с молитвой. Гаутама отвергал путь спасения индуизма — путь посвящения. Признавая закон кармы, Буд­да в то же время был убежден, что человек, принадлежащий к любой касте, может достичь совершенства в течение одной земной жизни и избежать возмездия за злые дела, совершен­ные во время прошлых

5

воплощений. Только тем, кто не ищет просветления, учил Будда, суждено узнать последствия своей кармы.

Хотя Будда верил в теорию перевоплощения, у него был свой, особый взгляд на душу. В индуизме душа нерушима и переходит, не нарушая своей целостности, из одного вопло­щения в другое, неся в себе свою карму. Согласно же учению Будды, душа состоит из своего рода психологических компо­нентов. Каждое новое воплощение не оставляет их состав неизменным, но соотношение между настоящим и прошлым воплощениями сохраняется. Это соотношение и определяет характер кармы. Как печать оставляет свою форму, если при­давить ею воск, так и каждое воплощение передает что-то свое следующему. Священная книга буддизма — «Типитака».