Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
После смерти Конфуция, довольно известными философами были Мэн-цзы (ок. 371-298 гг. до н.э.), Хань Фэй-цзы (ок. 298-238 гг. до н. э.).
Мэн-цзы считается ортодоксальным конфуцианцем. Подобно Конфуцию он учил, что в основе человеческой природы заложено добро, несмотря на то, что не все люди достигают высокого
9
уровня нравственности. Его известное изречение гласит: «Как вода в природе течет вниз, так и человек по природе добр». Кроме того, Мэн-цзы учил, что Небо наблюдает за положением дел на
земле, побуждая граждан восставать против злых правителей, чтобы освобождаться от зла и устанавливать добро.
Хань Фэй-цзы отвергал идею природной доброты человека. Он считал, что человеку свойственно совершать зло. Поэтому он нуждается в воспитании и управлении на основе законов. Традиции, обычаи, ритуалы помогают сдерживать страсти, человека, соблюдать в жизни порядочность и благопристойность. По его мнению, мудрые правители древности знали злую природу человека и поэтому установили точные правила, контролирующие поведение людей. Хань Фэй-цзы не верил в существование чего-то сверхъестественного и в то, что Небо отвечает на молитвы. Он смотрел на вещи так, как смотрели на них даосисты, и был убежден, что существует только безличный путь всех вещей — дао. Кроме того, он не верил ни в демонов, ни в духов предков, полагая, что церемониальные обряды имеют значение лишь для живых людей. Они ничего не дают мертвым.
- Философия Древнего Востока
- I. Философия Индии. Индуизм
- Воплощения Вишну
- Учение о перевоплощении
- Закон кармы
- Кастовая система общества
- Спасение
- Понятие вечности в индуизме
- III. Учение Будды
- Ответ, который нашел Будда
- Средний путь Будды: «четыре великих истины» и путь восьми ступеней
- IV. Философия Китая
- Даосизм
- V. Учение Конфуция
- Философия Конфуция
- Отношение Конфуция к предкам
- Правила пяти великих взаимоотношений
- Сыновнее благочестие и сознание своего места
- Философы Мэн-цзы и Хань Фэй-цзы
- Культ Конфуция в Китае